Принесение списка с Иверской иконы Божией Матери в Москву

Принесение списка с Иверской иконы Божией Матери в Москву

иверскаяСегодня праздник первопрестольной столицы — принесение в Москву со Святой Горы Афон списка всеправославной святыни, хранительницы Афона — Иверской иконы Божией Матери. Об иконе узнали на Руси в XVII веке.

Архимандрит Новоспасского монастыря — будущий Патриарх Никон — обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря с просьбой прислать точный список с чудотворного образа.

Известно имя написавшего икону — это преподобный Иамвлих, священноинок и духовник Иверской обители, но едва ли мы ошибемся, если скажем, что писала ее вся братия Иверона. Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершали всенощное бдение и литургию. «И та икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…». 13 октября 1648 г. встречали икону в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество собравшегося народа.

В 1656 г. икону отдали в новоустроенный Иверский монастырь, а для Москвы был сделан еще один список, который прибыл в столицу в 1659 г. и был установлен в Иверской часовне. Москва обрела свою Матушку-Заступницу, а икона прославилась множеством чудес и исцелений.

В 1929 г. богоборцы уничтожили Иверскую часовню, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. В ноябре 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Иверской часовни, а через год, с Афона прибыл новый список с чудотворной Иверской иконы, написанной монахом-иконописцем Лукой по благословению игумена Иверского монастыря Василия. Благая Вратарница вернулась в Москву.

Сказание об Иверской иконе Пресвятой Богородицы началом своим восходит к IX веку, ко временам иконоборства.

В пределах Никеи (теперь Исник), лежащей при озеpе Асканиев, жила одна благочестивая, богатая вдова, имевшая единственного сына. Она устроила близ своего дома молитвенный храм, в который поставила св. икону Богоматери с Предвечным Младенцем, весьма чтимую: питая особенное благоговение к Пречистой Деве, она приносила пред изображением Ее молитвы о спасении своей души и лобызала его с верою и любовию.

Когда воцарился император Феофил иконоборец (в 829 году), один из царских надсмотрщиков, войдя в дом вдовицы и увидя образ Божией Матери, обнажил меч и пронзил икону: из пронзеннаго места (правой ланиты) потекла кровь, как от живого человека.

Увидав кровь, злодей крайне смутился; очнувшись же после некотораго времени, он пал на колена и со слезами молил Пресвятую Деву о помиловании, из ревностнаго преследователя сделался столь же ревностным почитателем священнаго изображения Ея и обратился к вдове с следующими словами: «Благочестивая вдова! скрой образ от других преследователей, чтобы никто другой не мог нанести ему оскорбления». Тогда в ночь того же дня благочестивая женщина взяла образ Пресвятой Девы, отправилась на взморье, поставила образ на небольшую ладью и, снабдив восковыми свечами и ладаном, пустила по морю — на волю Божию.

Лодка вскоре (не позднее 880 года) явилась у берегов Афона, в виду древней Иверской нагорной обители (Афо). Над образом стоял огненный столп, восходивший от моря до самаго неба. Это дивное явление продолжалось несколько дней и ночей сряду. Окрестные пустынники собрались посмотреть на это чудо: приплыв ближе к явленно, они увидели святую икону Богоматери, но достигнуть ея не могли, так как, по мере приближения к ней пловцов, она от них удалялась.

Тогда иверские иноки, по распоряжение настоятеля Павла, собрались в храм и стали молиться о даровании им этой святыни. Божия Матерь явилась иноку Гавриилу грузину и, сказав, что Она желает дать свой образ Иверской обители, повелела ему идти по водам и принять его. Гавриил открыл волю Богоматери настоятелю. Иверские иноки собрались в церковь и с пением священных песней, с возжженными свечами и кадилами, отправились к месту явления. Икона Пресвятой Владычицы приближалась к ним. Гавриил пошел по воде и принял ее. Св. икона поставлена была в церкви нагорной Иверской обители.

На другой день после принесения явленной иконы в Иверскую обитель, церковнослужитель, зажигая лампады, не нашел чудотворной иконы Богоматери на ея месте во св. храме. Она найдена была над вратами обители на внешней монастырской стене и опять поставлена в храме, но снова оказалась над вратами, — и это прехождение повторялось потом и еще несколько раз.

Наконец Богоматерь явилась иноку Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи монахам чтобы они более не искушали Меня: не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла васъ не только в настоящей жизни, но и в будущей». Таким образом св. икона Богоматери оставлена была на избранном Ею месте — над вратами при входе в обитель. Инок Гавриил построил потом на этом месте небольшой храм во имя святой иконы, назвав ее Портаитиссою, то есть, Вратарницею, или Привратницею.

Сын никейской вдовы пришел (спустя 15 лет) в эту обитель, узнал образ Богоматери, пушенный в море его матерью, и разсказал, что было с ним до опущения на воду: затем сам постригся в монахи.

«Пресвятая Богородица  стала покровительницей всего Афона, монашествующих, всех православных христиан, да и всей России – сказал настоятель храма во имя святителя Николая чудотворца священник Сергий Пятелин. Она является нашей Хранительницей и Покровительницей. И вот даже сейчас, спустя многие века, мы можем свидетельствовать. Порой люди, заблуждаясь, говорят, зачем молиться перед иконой, ведь это идолопоклонство.  Как же они  неправы, кому надо, чтобы мы выбросили иконы? Наверное, духу злобы. Вспомним историю иконы Спаса Нерукотворного? Сам Господь дал людям Свое изображение. Мы же поклоняемся не предмету, а Первообразу, изображенному на иконе. В то время иконоборчества  только чудо могло вразумить людей. И это чудо явила Пресвятая Богородица через Свою икону Иверская.  Неразумный воин нанес удар по иконе. Потекла настоящая кровь… Как же вразумило это прежде всего самого воина – он стал верующим. А через него и все узнавшие об этом и поверившие в это чудо.

Если посмотреть внимательно, кто твердит о том, что не надо поклоняться иконам? Люди говорят либо по незнанию веры православной, либо сектанты. Человек верующий, который вверил себя Господу, Пресвятой Богородице, да и всем святым, понимает это. Как сегодня Господь сказал нам в  Евангельском чтении в притче о сеятеле. Некоторые семена упали на тернистую почву, и выросло терние и заглушило их.  Вот этим тернием в наше время и являются секты. Самые настоящие богоборческие секты. Богоборческие, потому что они не являются какими-то боковыми ответвлениями, отличающимися некоторыми разночтениями.  Они приносят гораздо больше вреда, чем любой неверующий человек, даже чем само зло. Зло ясно видно и понятно, неверующий просто не верит, а здесь зло маскируется под добро, маскируется под христианство. Они человека отвращают от пути к Богу. Многие считают, что это просто разные пути к Нему. Нет. Мы все ищем Бога. В церкви священник, служитель Бога, помогает человеку на этом пути, а Таинства совершает Сам Бог. В секте глава секты приводит к себе… Там Бога нет. Церковь православная создана Господом, как замысел Творца по спасению человечества. Иного плана нет».

640998743

(Просмотров 244)