О грехе пьянства

О грехе пьянства

Отвечает отец Антоний, диакон Никольского храма во имя святителя Николая Чудотворца, г. Березники.

Пьяницы не наследуют Царства Божьего

— Считается, что православие в отличие от мусульманства терпимо относится к употреблению алкоголя. Существуют даже марки церковных вин и при венчании молодых угощают кагором. Но Иисус прямо и недвусмысленно заявил, что пьяницы не наследуют Царства Божьего. Что означает эта фраза? Значит ли это, что умершие от злоупотребления алкоголем обречены на муки?

Валерий СМЫСЛОВ

Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им (Иоанн Златоуст).

Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа»

…Не вино, а пьянство, не употребление вина, а злое употребление порочно и вредно. … Не вино причиной пьянства бывает, ибо если бы вино того причиной было, то все бы его употребляющие пьяницами были. Но противное сама жизнь показывает: многие употребляют вино, но трезвы (Тихон Задонский)

1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла, гл. 6 ст 9-12: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

Преподобный Ефрем Сирин говорил по поводу пьянства следующее: «Царство Небесное принадлежит не беспечным, не возлежащим и почивающим, не восходящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим и кающимся…»

Причина многих грехов

Неужели, умершие от злоупотребления алкоголем, обречены на муки?

— В «Древнем Патерике» есть характерный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями только бы он совершил какой-нибудь грех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил многолетние труды свои.

Если бы этот человек в тот момент предстал пред Богом на Страшном суде, только ли за пьянство был осужден на муки? Пьянство лежит у истока многих грехов, а причиной самого пьянства является гордость.

Пьяница в набожной семье

— Мои бабушка и дедушка были очень набожными людьми. Жили по совести и воспитали девятерых детей. Все выросли порядочными людьми, многого добились в жизни, в свою очередь вырастив хороших детей. Но младший сын, Тимофей, много пил и постепенно заболел алкоголизмом. Излечиться не хватило воли, умер.Как Бог мог попустить, что моим НАБОЖНЫМ бабушке и дедушке выпали при жизни такие испытания видеть деградирующего младшего сына? Может быть, это был их крест, а они не смогли его нести? Но ведь Создатель не дает непосильной ноши? Столько лет прошло, а не могу найти ответ.

Максим ПОДГОРНЫЙ

— Не на все вопросы можно ответить односложно, да еще через газету. У каждого человека есть вопросы, на которые он не может найти ответ в данный период своей жизни. Может, для этого необходим рост личности, а может духовный опыт. Если Максим человек верующий, то при личном контакте я подскажу, к кому можно обратиться в поисках ответов на этот и другие вопросы.

Развод недопустим

— Правда ли говорят, что Церковь после трех лет жизни с пьяницей-супругом или супругой благословляет разводы?

Нина МИШИНА

— Нет, не правда. Канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. (Источник – статья протоиерея Алексия Уминского «РАЗВОД ПО-ХРИСТИАНСКИ?»)

Читайте канон «Неупиваемой Чаше»

— Есть ли молитвы, которые должен читать болящий, но стремящийся излечиться от алкоголизма человек?

Василий АНИН

— В Никольском храме каждую среду в 10.00 часов читается акафист пред иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о всех страждующих от недугов пьянства, курения и наркомании. Можно и дома самостоятельно (обязательно попросить благословение священника) читать канон «Неупиваемой Чаше».

Молитва иконе “Неупиваемая чаша”:

Образ Богородицы, "Неупиваемая Чаша" именуемый

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели. О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваголовления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Библия о пьянстве

Евангелие от Луки (21:34)

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением ипьянствоми заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно…

Послание к Галатам св. апостола Павла (5:21)

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Первое послание св. Апостола Петра (4:3)

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…

Книга Товита (4:15)

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем.

Источник — газета «НА ВОЛНЕ»

(Просмотров 1419)