« И от греха моего очисти мя…» 

«Исповедать свои грехи священнику  Сам  Бог повелевает»- Святой  Иоанн  Кронштадтский.

«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день  и ночь!».  Написанные в пятидесятых годах прошлого столетия советским поэтом Николаем Заболоцким строки сегодня, как нельзя точнее, определяют  истинную суть православия: именно постоянная, не прекращающаяся ни на минуту работа по совершенствованию души, по её очищению  должна быть спутником каждого человека.

Никола зимний, 2013 (2)Все мы грешим с самого детства, с тех самых мгновений, что осознали себя, уверовали в свою значимость, индивидуальность, возомнили о своём превосходстве  над окружением. Сначала над родителями, бабушками и дедушками, потом над  другими людьми. В сердцах прорастать стала зависть, прямая производная от гордыни, зависть породила неприязнь, а у кого-то и ненависть, параллельно гнездились ложь, лицемерие, злость и гнев. Душа покрывалась грязными пятнами наших грехов и прегрешений. Очистить бы её, смыть эти пятна вовремя.  Но в советские времена и Господь, и церковь были для большинства из нас очень далеки.

Один священнослужитель  как-то  сказал: « Вы же не ходите с грязными руками-моете их, моете лицо, тело, чистите одежду. А что же вы о душе не заботитесь? Её ведь надо ещё более тщательно очищать. Сколько грязи в ней накопилось!»

А очищение души невозможно без покаяния. По словам  Преподобного  Симеона  Нового  Богослова  « начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах». К сожалению, сегодня не так много людей приходят к этому великому Таинству. Сложно  открыть душу, рассказать о самом сокровенном, о чём и самому-то себе признаться порой мучительно стыдно и больно. Как  переступить этот порог, как подготовиться к Исповеди?  По просьбе молодых березниковцев мы беседуем об этом с настоятелем Никольского храма в Березниках  священником Сергием Пятелиным.

Отец Сергий. — Без покаяния в христианстве ничего невозможно. Каяться-значит сердцем чувствовать пагубность своих грехов и осознавать, что оскорбил ими Творца . Господь бесконечно любит каждого из нас, а мы от него отворачиваемся, прикрываемся масками ложных добродетелей. Ведь нам не нравится этот человек без маски, а снять её страшно. Подвиг души для этого нужен! Сорвать с себя маску лицемерия — «Вот он я, Господи! Я не отворачиваюсь от тебя, и только ты продолжение моей жизни».

Корр.- Батюшка, допустим,  человек впервые решил исповедаться, с чего ему начать?

Отец Сергий.- С души и начать. Заглянуть в самую глубину. Подумать, проанализировать, вспомнить все неблаговидные поступки, воззвать к своей совести и сделать это не поверхностно. Главное для христианина – осознать свою повреждённость. Осознать своё состояние души как погибающее. Но если я гибну, значит,  меня спасать нужно. И, оказывается, помочь мне никто не может, и сам-то я уже сделать не могу ничего, несмотря на все усилия. Вот тогда и рождается вопль в душе и молитва: «Господи Спаси!…». Вот тогда и становится нужен нам Христос-Спаситель. Вот тогда и становимся мы христианами.

Можно, конечно, использовать и специальную  литературу, которая есть в любой церковной лавке. Но, всё же, лучше труд души, тогда исповедь не будет формальной. Ведь формализм сводит к бессмыслице все наши духовные труды. Усилия нужны, чтобы снять с себя маску и обнажить язвы души своей. Сам Господь через глубокую и искреннюю исповедь залечит эти язвы. Это и есть победа над врагом, который внутри меня, который и есть Я сам. Победа на собой это главная победа в жизни.

Корр.- С какого возраста надлежит исповедоваться?

Отец Сергий.- Примерно, с семи лет. Дети, которые своевременно начинают ходить на исповедь, отличаются от других своей чистотой, открытостью, смелостью. Далеко не каждый взрослый так сможет обнажить свою душу перед священником, а значит, и перед Господом.  Я часто думаю о том, что как священник уже вряд ли смогу помочь некоторым 70-80 летним людям, которые так и не исповедовались, потому что в советские времена у них это Таинство отняли. В силу возраста им бывает трудно осознать состояние души своей. И невольно вспоминаются слова Преподобного Анатолия Оптинского « Пока не выскажешь грехи на исповеди ,ничто в свете тебе не поможет. А, помилуй Бог, смерть нагрянет?»

Корр.- А как исповедуются священники?

Отец Сергий.- Точно так же, как и все люди,- друг другу  или своему духовнику. Только со священников другой спрос, с них строже спросится на небесах.

Корр.- Многие люди, когда их спрашивают, почему они не совершают Таинство  Покаяния, отвечают- « Бог добрый-простит….»

Отец Сергий.- Господь , действительно, готов простить нам  всё, но только если мы покаемся.  Первым в Царствие Небесное вошёл разбойник, который воровал и убивал, но он покаялся и Господь простил его. Также как и простил Всевышний  апостола Петра, который трижды отрёкся от него, а  потом трижды покаялся.

Корр.- Могут спросить и, наверняка, спросят — Значит, можно  совершать неблаговидные поступки и бесчинства, а потом просто взять и покаяться? И Господь простит. Опять согрешить  и опять покаяться…

Отец Сергий. – Исповедь должна идти от всего сердца. Да разве Всеведущий Господь не знает все наши помыслы и тайные намерения? Каяться — значит  всею душою желать исправить и загладить свои
грехи и прегрешения. И здесь хочется процитировать Иоанна Кронштадтского: «Исповедоваться в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение».

Процесс покаяния это непрерывный труд по исцелению душевных язв. Отложенная исповедь может вызвать бесчувствие, привести к неприязни, ссоре и даже к ненависти. В Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божией к согрешившему. Это есть великое Таинство примирения Бога и человека. Это явление любви Бога к человеку.

Корр.- Когда в Никольском храме можно исповедоваться?

Отец Сергий.- В любую пятницу и субботу ,после вечерней службы, или перед Литургией в субботу и воскресение. И пусть Господь поможет всем, кто ещё не покаялся, совершить этот важный в жизни каждого христианина первый шаг, встать на этот спасительный путь и идти этим путём до конца нашей земной жизни.

                                                                            Л. Данилова. 

(Просмотров 77)