Девятая Пятница по Пасхе - главный местный праздник Соликамска

Девятая Пятница по Пасхе — главный местный праздник Соликамска

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в..jpg

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Крестный ход в Девятую Пятницу по Спасской улице

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Крестный ход в Девятую Пятницу у монастыря. Фото Б.И.Чернавина, нач. ХХ века

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Н. Савенкова

Источник: http://adm.solkam.ru/


Фотографии в альбоме «Девятая Пятница по Пасхе, 2016 г.», автор Скорлупин Антон на Яндекс.Фотках

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

Девятая Пятница по Пасхе, г. Соликамск, 2016 г.

(Просмотров 11932)