Совсем скоро, а точнее, послезавтра, начнется последний пост церковного года. Подчеркиваем: именно церковного года, который (по нашему новому стилю) начинается и заканчивается среди месяца — в сентябре. Такой уж у нас «логичный» новый стиль… А по старому стилю — все в порядке: год заканчивается 31 августа (это — 13 сентября нов. ст.) и начинается с 1 (14) сентября. Вот, аккурат, под занавес старого года — 14 августа — и наступает для православных очередное время поста.Этот летний пост посвящен двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в день которого — 28 августа — пост и завершается (поэтому, естественно, он называется «Успенским»). Длится он недолго — 2 недели, но православный народ считает его «строгим». Это вам не «Петровки»! Рыбка — всего один раз, масло — по воскресеньям… Впрочем, разумеется, по умолчанию, телесно каждый постится в свою меру (т.е. как может; это — личное дело совести каждого человека). А духовный пост — он всегда одинаков. Это всегда — «весна покаяния», независимо от времени года.На этот последний в церковном году пост — Успенский — приходятся целых два так называемых «Спаса», очень любимых народом. 1-ый и 2-ой, или «медовый» и «яблочный» (за пределами поста есть еще 3-ий Спас. Его иногда называют «ореховым»). Эти праздники хорошо известны, и можно было бы о них не напоминать, если бы не несколько распространенных заблуждений, которые их сопровождают…Итак, все знают, что на медовый Спас положено освящать мед, а на яблочный — яблоки. И те, кто даже по воскресеньям в храм не заходит, бегут накануне на рынки (за алтайским медом, за ташкентскими яблоками), а в самые дни праздников — таки в храм. Мы же православные, мы порядок знаем! И придерживаемся, между прочим… Небось, знаем, что «неосвященный» мед — нельзя, и яблоки до «Спаса» — Боже упаси! Главное — всю эту продукцию освятить!
Нет, это — не главное…
В храме, как до, так и после этих дней, главное все же — молитва за литургией. А молитва на освящение меда или плодов читается после, по окончании этого главного…Ну, и желательно помнить, что это все-таки не «праздник меда» и не «праздник яблок», а, хотя бы и «медовый» да «яблочный», но — перво-наперво — «Спас». Почему «Спас», то есть «Спаситель»? Потому что в эти дни празднуются «господские» праздники.
1 (14)-го августа — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в честь одного древнего византийского обычая. Поскольку август в южных землях часто становился временем болезней, эпидемий, то для защиты от поветрий 1 августа в Константинополе на дороги и улицы для их освящения выносилось Честное Древо Креста Господня. Накануне — 31 июля (13 августа) — Крест выносили (по-церковнославянски «износили») из царской сокровищницы и полагали на престоле в Святой Софии. Со следующего дня и до Успения по всему городу служились литии, водосвятные молебны, и святыню предлагали народу для поклонения. Из Византии этот обычай перешел на Русь и соединился с воспоминанием другого великого события — крещения Руси при князе Владимире: именно 1 августа 988 года на Днепре и Почайне были крещены первые тысячи киевлян. В этот день в городах и весях крестные ходы шли на реки и освящали воды (поэтому 1-ый Спас называют еще «Спас на воде» или «Мокрый Спас»).
2-ой Спас празднуется 6 (19)-го августа. Это двунадесятый праздник — Преображение Господне. Вот на первый из этих праздников освящают мед, а на второй — яблоки. Что это за мед и яблоки? Это — начатки нового «урожая».
К этому времени пасечники качают мед нового сбора, и в России созревают яблоки нового урожая. Поскольку праздник к нам пришел с юга, постольку, конечно, есть небольшие временные сдвиги в сроках сбора урожаев (и на юге в это время созревает уже второй урожай), но суть от этого не меняется.
Праздники урожаев человеческая цивилизация знала всегда. Их содержанием является благодарность Богу (а у язычников — богам) за то, что Он дал урожай. Да, работал — пахал, сеял, сажал, поливал, полол, удобрял, обрезал, подвязывал, собирал — человек, но возрастил все-таки Бог. А мог бы, несмотря на все (см. перечень выше), не возрастить. Не дать… Дал. И это — Его дар трудившемуся человеку. Человек это понимает — и благодарит: приносит ответный дар — часть из своего урожая. Именно это делает христианин, когда приносит в церковь на освящение баночку меда со своей пасеки или несколько яблок из своего сада — малую толику от того, что получил. Но через это весь его труд благословляется и урожай освящается. И человек понимает, что тем самым освятится весь его труд и плоды этого труда.
Дело не в том, чтобы «отдать Богу Его долю» (Бог «не ест» ни меда, ни яблок). Дело в том, чтобы результаты своего труда человек приписывал не себе (и не гордился ими), и чтобы сердце труженика умело благодарить Бога за то, что его труд не остался бесплодным, и чтобы радоваться тому, что есть, чем поделиться, чем угостить ближнего! Ибо от человека — труд, но результат этого труда — от Бога. Так было, и так будет всегда. …Строго говоря, на Преображение Господне освящают виноград, но в северной России виноград не растет, а яблоки — пожалуйста! Какая, в сущности, разница? Урожай — он и в Африке урожай: что смогло, то выросло.
Бога поблагодарите за это.
А в остальном всё — как обычно. Пост как пост…
Валерия Котова
|