Много званных, да мало избранных
Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с воскресным днем, с малой Пасхой! Мы радуемся в этот день, как будто малая Пасха совершилась. Хотя Пасха не бывает малой. Может ли быть малой та радость, которую дает нам Господь через свою благодать?
Читая Евангелие, мы удивляемся – как так может быть «много званных, но мало избранных»? К великому сожалению, получается так, что человек даже часто приходя в храм, привыкает к благодати. В этом нет неправильного действия благодати, это так проявляется наша греховность. Вроде и в храм ходим, а постепенно отпадаем от Бога, в нас нет горения духа. Горение духа не появляется само по себе, его постоянно надо взгревать. Как в костер надо подкладывать дрова, так тело мы должны постоянно питать, так и душа должна получать свою порцию благодати. Мы должны сами заботиться об этом.
На начальном этапе Господь дает нам почувствовать тепло благодати, увидеть, почувствовать тепло этого святого костра. Мы сами начинаем удивляться – откуда что взялось? Как хорошо, как здорово, как все во мне меняется – впервые пришел в храм, впервые исповедался, начал молиться. Но это не моими трудами. Господь научил, показал, как это должно быть, а дальше надо самим стараться сохранить это тепло, подкладывать дрова в костер своей души. Мы ж не солдатики оловянные, Господь Сам не переместит нас в Царство Небесное. Мы должны сами туда идти, в этом и есть путь спасения. На этом пути мы не должны быть аморфны, должны быть не в текущем, а в бегущем состоянии. Должны действовать, как бы ни было трудно, Господь поможет.
Вот сегодня мы вспоминаем память Симеона столпника. Нам кажется непостижимо — как он в жаркой стране, где палящее солнце, залез на столп, да еще там жил. Зачем, что нельзя по другому? А он искал уединения. Он уходил в пустыню, забирался в колодец, чтобы ничто не отвлекало его от общения со Христом. Наконец нашел такое место, когда забрался на столп, где нельзя было посидеть, тем более полежать. Стоя днем и ночью, он непрестанно молился или размышлял о Боге. Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа ради того, чтобы пребывать там в молитве, в тишине. Последний его столп был высотой в 40 локтей, а вокруг него была возведена двойная ограда. Он не был одинок на столпе. Помогали и заботились подвижники, сомолитвенники. Люди приходили к нему за советом. Только женщин вообще не допускали за ограду. Он духом своим прозревал нужду, давал нужные советы и наставления.
Для нас многое невозможно повторить из подвигов святых отцов. Все что они совершали, они делали не по своему разумению, не своей силой, а помощью Божией. Они были великим упователями на Христа. Как ты, Господи, благословишь, так мы и будем делать.
Преподобный тоже уповал на Господа, не творил свою волю. Чтобы проверить его, решением собора святых отцов-пустынников к нему были отправлены посланники. Если Симеон их не послушается, они должны были силой заставили его сойти со столпа. Если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоял — тогда ясно будет, что этот образ жития его от Бога. Когда они возвестили, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Так поняли посланники, что делает он это не своей волей, а по послушанию, согласно с волей Бога. Именно в этом и проверяется человеческое желание, стремление к Богу – что он находится не в своеволии.
Часто и мы берем на себя какие-то труды, подвиги, проявляя человеческое, даже благочестивое разумение. И это часто нам бывает не в пользу. Потому что это самохотение и через гордость это все рушится. И чтобы этого не совершалось, нам нужен кто-то, тот, который нам поможет принять нужное решение. Конечно, это должен бы быть Христос. Но мы по нашей греховности не можем напрямую общаться. Так с Богом общались Авраам и Моисей, так с Богом общался преподобный Серафим Саровский, так с Пресвятой Троицей и Богородицей разговаривал Сергий Радонежский. Для нас это закрыто. В крайнем случае, мы можем узнать волю Божию через нашего ближнего, естественно, христианина, если предварительно помолившись Господу «Боже, открой волю свою через этого человека», спросим его. Можно подойти к батюшке, есть старцы.
Мы сегодня празднуем еще память благоверных князей Петра и Февронии, к которым мы обращаемся с молитвой о семейном благополучии. Семья – это малая церковь, в которой два человека находятся в послушании друг у друга. Это то самое, о чем я сейчас вам говорил. Это совершение любви. Ведь если в семье мир, согласие, значит, мы живем с Богом. И наоборот, если нет согласия, значит нет мира, нет Бога в семье… К великому сожалению мы убеждаемся в этом уже в преклонном возрасте. Так что призываю вас брать благословение, венчаться и тем самым быть в послушании друг у друга, а значит и у Христа. Значит, хоть и маленькими шажками, но приближаться к Царству Небесному. Спаси всех вас Христос!
14 сентября 2014 года.
настоятель храма во имя
святителя Николая чудотворца
иерей Сергий Пятелин
(Просмотров 74)