Церковное поминовение

Церковное поминовение

Никола зимний, 2013 (1)

Записка «О Здравии»

Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

Записка «Об Упокоении»

Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

  • внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?

  • любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?

Церковь не поминает следующих людей:

ο самоубийц;

ο не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

ο усопших, причисленных к лику святых:

• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.

Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;

ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.

Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

  • при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
  • и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц; отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:

Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего

(имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

  • если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

0_9e839_8403b3be_L

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:

  • вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:

  • желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными буквами;
  • имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
  • имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
  • все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
  • если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.

Это имя и следует упоминать в подаваемой вами записке;

  • если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
  •  если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
  • если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:

  • первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана: патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….; ο далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
  • затем перечисляются детские имена: младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет; отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
  • теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;

• свое имя;

• имена членов вашей семьи, близких и родных;

• имена ваших благодетелей;

• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов; по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?

  • чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера.

441351_original

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:

  • не указываются:

• фамилии и отчества,

• звания и титулы,

• степени вашего родства;

  • не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
  • в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;

• болящего — (болящ.);

• путешествующего – (путеш.);

• заключенного – (закл.);

• заблудшего – (забл.);

• страждущего – (стражд.);

• озлобленного – (озлоб.);

• учащегося – (учащ.);

• скорбящего – (скорб.);

• беременной (непраздной) – (непразд.).

  • в записках «Об упокоении» не пишут:

• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;

1395926107-3918

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:

  • в записках «Об упокоении» добавляют:

новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;

приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:

— день смерти,

— день именин

— и день рождения усопшего.

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?

В нашем Храме вы можете подать записку:

  • о единоразовом поминовении;
  • о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?

Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:

  • на проскомидии. Подается обычная записка:

• «О Здравии»,

• «Об упокоении»;

  • на сугубой ектении. Подается заказная записка:

• «О Здравии»:

— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,

— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.

• «Об упокоении»:

— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;

— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается;

  • на молебне. Подается заказная записка:

• «О Здравии»;

  • на сорокоусте. Подается заказная записка:

• «О Здравии»,

• «Об упокоении»;

  • на панихиде. Подается заказная записка:

• «Об упокоении».

просфора3

Краткое описание поминовения на проскомидии:

  • Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
  • поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
  • сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):

«Агничная» частица служит для Причащения;

«Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;

«Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:

— Иоанна Крестителя,

— пророков,

— апостолов,

— святителей,

— мучеников и преподобных,

— бессребреников,

— Иоакима и Анны

— и того святителя, имени которого совершается литургия.

Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;

• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;

• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

  • затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:

»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;

  • частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
  • следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
  • т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.

просфора

Просфоры, подаваемые на проскомидию:

  • каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
  • таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
  • мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры: о здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
  • мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

Сугубая ектенья:

  • ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в  храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
  • т.о. — заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
  • на записке необходимо написать:

• «Сугубая ектенья»;

• указать случай, по которому вы просите молитв общины:

новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:

  • имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
  • начинается сугубая (усиленная) ектения:

• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон

призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)

вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;

• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать

их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже

отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и

помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;

• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о

священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе

братии нашей», о властях и воинстве…;

• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над

нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть

чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),

прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого

храма сего;

• в последнем прошении диакон призывает помолиться о

плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого

Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих

людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;

  • во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.

Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;

  • в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.

Виды Молебнов:

  • Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах.

Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.

Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:

без водосвятия;

или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.

  • Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни.

Заказная записка о здравии с Молебном:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
  • затем эти имена повторяет священник перед престолом;
  • после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:

• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;

• или благодарят Бога за уже полученные блага — благодарственный молебен;

  • Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником,

нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Особенности заполнения записки на Молебен:

  • сначала указываю, кому возносится молебен:

• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих

и др.);

• Божией Матери (разным Ее иконам);

• почитаемым святым;

  • затем пишется, о здравии он или об упокоении;
  • и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Панихида: это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным;

  • Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:

• диакон гласно произносит на ектений их имена,

• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,

• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст:

Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;

  • подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
  • как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:

  • в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
  • такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
  • Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

 

Если по прочтении статьи у Вас остались вопросы, Вы можете задать их прямо с нашего сайта.


 

(Просмотров 429)