6-я седмица Великого поста

6-я седмица Великого поста

6-ая седмица Великого постаНачалась 6-ая седмица Великого поста. Она – последняя, завершающая 40-дневный пост, или «святую четыредесятницу», как называют ее в церковной гимнографии. Она называется «цветоносной», «цветной» или «неделей ваий». Ваии — это пальмовые ветки, атрибуты торжественной встречи, праздника и прославления народных героев, которые будут в руках восторженной толпы, встречающей своего Царя, въезжающего в Иерусалим… Этим закончится последняя неделя поста. После нее начнется скорбный путь Страстной седмицы, Страстей Господних. Они – уже вне Великого поста.

Содержание 6-ой седмицы Великого поста очень богато: начинаются те самые, хорошо известные по Евангелию иерусалимские события более чем двухтысячелетней давности, непосредственно предшествующие самому главному событию человеческой истории – распятию Иисуса Христа накануне еврейского праздника Пасхи и Его Светлому Воскресению (к которому мы готовимся на протяжении всего Великого поста). Этим событиям будут посвящены на этой неделе два двунадесятых праздника из годового круга богослужений Эти праздники – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим.

Эти праздники — предмет нашего рассмотрения на этой неделе…

Еще стоит добавить. Помимо богослужебных и семантических деталей упомянутых праздников, у христиан существуют и простые житейские стереотипы их восприятия. Ну, например, праздники 6-ой седмицы, кроме всего прочего, у православных ассоциируются с простым человеческим утешением – послаблением поста. В день Лазаревой субботы по церковному уставу разрешается вкушение рыбной икры, в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим разрешается вкушение рыбы. Это – всего два дня за Великий пост, когда на трапезе полагается такое «велие (то есть «великое») утешение». И это (в виду весны, всяких там авитаминозов и недостатка белковой пищи) очень кстати: необходимо подкрепить физические силы перед усиленным постом Страстной седмицы, которая впереди – ибо «дух бодр, плоть же немощна».

Для укрепления духа святые отцы напоминают нам…

 

О смирении

 

Прежде всего нужно нам смирение.

Преподобный авва Дорофей

Смирение есть непременная добродетель тварей; одному Богу прилично величие.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Покаяние восстановляет падшего; плач о грехах во врата небесные ударяет, а смирение их отверзает.

Святитель Иоанн Златоуст

Некто из старцев сказал: «Прежде всего нужно нам смирение». Почему он не сказал о другой какой добродетели? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали сим путем и трудом. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя, – взывает Давид, и еще: смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 24, 18; 114, 5).

Преподобный авва Дорофей

Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповедей о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия. Смиренномудрие рождается из чистой молитвы, со слезами и болезнованием. Ибо она, призывая всегда на помощь Бога, не попускает безумно полагаться на свою силу и мудрость и превозноситься над другими, – две лютые болезни горделивой страсти.

Преподобный Максим Исповедник

Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келлии и во всех принадлежностях ее. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаивай, сколько можешь, не позволяй себе кому-либо говорить о них и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих.

Преподобный Антоний Великий

Смирение есть соль добродетелей. Как соль придает пище вкус, так смирение сообщает добродетелям совершенство. Без соли пища удобно повреждается; без смирения добродетель удобно растлевается гордостью, тщеславием, нетерпеливостью и погибает.

 Святитель Филарет Московский

Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий – не судится, как смиренномудрый – оправдывается, как прощающий – получает прощение.

Святитель Афанасий Александрийский

Кто помнит о грехах своих, тот удобно достигает смирения.

Преподобный авва Исаия

(Просмотров 72)