Архистратиг Михаил

Архистратиг Михаил

21 ноября Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Праздник был установлен в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора, который утвердил православное почитание Ангелов как Божиих Посланников.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; 12, 15);

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20);

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16);

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии;

Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36). На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

В своей проповеди в празднование Архистратига Божия Михаила настоятел храма иерей Сергий (Пятелин) сказал:

«Встает вопрос – а вот где будет находиться человек в Царстве Божием? Рядом с Ангелами, выше, ниже? Конечно же, смотря на его жизнь, его дела. Человек, победивший свои страсти, свой грех, ставится выше Ангелов. По своей природе, по промыслу Божию Ангелы безгрешны. Иное дело человек. После грехопадения мы все исполнены греха. Даже маленький ребеночек, родившись, уже имеет в себе семя греха, как наследие его родителей. Наследие того Адама, который первый согрешил. Это семя и есть первородный грех. Запомните, пожалуйста, первородный грех – это не то, что вы имеете ввиду, не процесс зачатия. Вовсе нет. Даже наоборот, Господь благословил «Плодитесь и размножайтесь». Как? Быть верующими и благочестивыми супругами. И в этом нет никакого греха. Не является грехом то, что человек рождается. Первородным грехом является наше наследие от Адама, начаток, семя, которое в нас живет и развивается. А вот мы уже своими поступками, когда совершаем грех, тогда только это понимаем, тогда замечаем. Так вот, Ангелы этого первородное греха в себе не имеют, а человек в себе носит. И когда человек своей богоугодной жизнью побеждает в себе не только грехи, но и само семя греха, и входит в Царство Небесное – это и есть победа. Победа над смертью и над дьяволом, которая ставит нас выше Архангелов и Ангелов. Этим я ни в коем случае не хочу уменьшить, принизить достоинство Архистратига Божия Михаила и Бесплотных Сил Небесных. Все они Посланники, слуги Божии, они выполняют волю Божию. И все это устроено для нашего спасения. Спаси вас Господь.

(Просмотров 32)