Святые земли Верхнекамской

Святые земли Верхнекамской

Доклад Татианы Леонидовны МОРОЗОВОЙ, прочитанный на 
научно-практической краеведческой конференции 
«Неизведанные страницы Верхнекамья»
который состоялся 27 сентября 2013 года 
в Соликамском государственном педагогическом институте.


 

За свою шестивековую историю Пермская земля явила миру сонм подвижников благочестия – святителей, преподобных и праведных. Первым в их ряду стоит святитель Стефан Великопермский, просветитель зырян, и его преемники – святители Герасим, Питирим и Иона. С севера, от Перми Великой Чердыни распространялась вера Христова по Пермской земле.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. в лике святых были прославлены многочисленные исповедники и мученики, пострадавшие в ХХ веке за веру в тяжкую годину гонений на Церковь Христову.

По Чердынскому и Соликамскому уездам в соборное Деяние о канонизации вошли:

епископ Соликамский Феофан (Ильменский) (память 11 декабря);

протоиерей Николай Конюхов, настоятель градо-Чердынского Воскресенского собора (память 7 июня /все даты приведены по старому стилю/);

священник градо-Чердынской Преображенской церкви Евграф Плетнев и сын его Михаил (память 10 декабря);

священник Христо-Рождественской церкви села Чураки Игнатий Якимов (память 7 июня);

священники Христо-Рождественской церкви села Юм Феодор Антипин и Николай Мациевский (память 11 января);

священник Георгиевской церкви села Пятигоры Михаил Денисов (память 7 июня);

диакон Богоявленской церкви с. Юрлы Аркадий Решетников (память 28 декабря);

священник Воскресенского собора Александр Тетюев, активно боровшийся в Чердыни с обновленцами (память 20 сентября);

настоятель градо-Соликамской церкви во имя Спаса Нерукотворного священник Григорий Гаряев и диакон той же церкви Александр Ипатов (память 9 сентября);

протоиерей градо-Соликамской Воскресенской церкви Александр Шкляев (память 10 декабря);

диакон градо-Соликамской Преображенской церкви Василий Воскресенский (память 24 сентября);

священник Преображенской Усольской церкви Михаил Накаряков (память 22 июля);

заштатный священник Никольской церкви села Кудымкар Иаков Шестаков (память 10 декабря);

протоиерей Троицкой церкви завода Пожвы Александр Преображенский (Поносов) (память 7 июня);

протоиерей Богоявленской церкви завода Майкор Михаил Киселев и священник этой церкви Александр Федосеев (память 21 сентября);

священник Петропавловской церкви села Таманского Николай Онянов (память 7 июня);

священник Троицкой церкви села Ленвы Александр Махетов (память 7 июня).

Нужно отметить, что все поименованные выше новомученики Русской Православной Церкви, за исключением сщмч. Александра Тетюева, погибшего в заключении в 1937 г., претерпели мученическую кончину в 1918 — 1919 гг., т. е. в первые же годы после октябрьского переворота 1917 г., когда к власти в России пришли большевики. Пермская земля в те годы стала ареной активных боевых действий как белых, так и красных воинских группировок. Это привело к ужесточению репрессий в отношении духовенства со стороны новых властей, считавших Православную Церковь своим идейным врагом. Так, список священнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Святую Церковь, опубликованный в Пермских Епархиальных ведомостях 28 марта 1919 г. (в это время Пермь была под властью правительства адмирала Колчака) содержит 99 имен /Цит. по: Гражданская война в Прикамье. Май 1918 – январь 1920 г. Сб. документов. Пермь. 2008. С. 158 – 163/. Именно в эту первую волну террора пострадали мученики – священнослужители Верхнекамья.

При подходе к Перми наступавших войск Сибирской армии на льду Камы был замучен Епископ Соликамский Феофан (Ильменский). Для соликамских краеведов особенно важны обстоятельства гибели Владыки. А было это так: «После ареста архиепископа Андроника… епископ Феофан прибыл для управления епархией. В сентябре 1918 г. к нему пришел председатель Соликамской земской управы Дмитрий Антипин, скрывавшийся от большевиков. Ради спасения жизни он просил назначить его куда-либо псаломщиком. Владыка согласился, Антипину выдали определительный указ за подписью протоиерея Шестакова и секретаря Желателева, и он поступил на службу. Но, к несчастью, был кем-то опознан… Опасаясь репрессий ротив Шестакова и Желателева, епископ Феофан «по собственному почину» лично отправился для объяснения в ЧК. Вернуться оттуда ему уже было не суждено.

В декабре 1918 г. священник Пермской Крестовой церкви получил от епископа Феофана письмо, в котором тот сообщил о состоявшемся разбирательстве его дела. А накануне взятия Перми белыми, 24 декабря /новый стиль/, из тюрьмы принесли принадлежавшие Феофану одеяло, подушку, драповую рясу и дарохранительницу. Со слов привратника сообщили, что ночью епископ вместе с другими монахами был куда-то увезен. Позже выяснилось, что Феофана увезли в числе десяти других заключенных в соответствии с приказом по «разгрузке мест заключения в городе Перми». Засвидетельствовал следы убийства епископа и его товарищей по несчастью архимандрит Хрисанф [наместник Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря. Владыка Феофан был настоятелем этой обители].

Когда в Пермь пришли колчаковские войска, Хрисанф с помощниками осмотрел указанные им две проруби на Каме. И на краю одной из них нашли «…примерзшие ко льду две священные книги, из которых одна принадлежала епископу Феофану… тут же оказались примерзшие ко льдине почти целый человеческий мозг и осколки костей… кругом многочисленные следы крови» /Цит. по: Гладышев В. Приговор: «белогорский монах». Красный террор против служителей церкви//Пермские новости. № 1-2 (1496-1497) 1 января 2009 г./.

По данным архива Чердынского краеведческого музея, в начале сентября 1918 г. в с. Верх-Язьва прод. отрядом под командой Е.И Черепанова на паперти церкви был убит священник Алексей Ромодин. Крестьяне, хотевшие его похоронить, были разогнаны, а тело священника сожжено /Цит. по: Священник Димитрий Чистюхин. Чердынь Православная. Романово-Борисоглебск (г. Тутаев). 2002. С. 61/. Тогда же был расстрелян священник с. Пятигоры Михаил Денисов.

В декабре 1918 г. был арестован и как заложник отправлен в Пермь настоятель градо-Чердынского Преображенского храма священник Евграф Плетнев. 23 декабря /новый стиль/, накануне взятия Перми войсками Сибирской армии, он с сыном Михаилом был расстрелян в числе других заложников.

В конце декабря 1918 г. при отходе из Чердыни красные взяли с собой восемь заложников из числа видных граждан города. Одним из них был благочинный 1-го округа Чердынского уезда настоятель градо-Чердынского Воскресенского собора протоиерей Николай Конюхов. По данным исследователя В. Королева /Королев В. Простите, звезды Господни! Фрязино, 199. С. 11/, заложники были расстреляны в с. Юрла, возле кладбища, тело о. Николая было обнаружено и опознано в феврале 1919 г. и погребено в Чердыни. В 2013 г. Пермь посетил внучатый племянник сщмч. Николая Конюхова – известный путешественник, яхтсмен Федор Конюхов, ныне также являющийся священнослужителем Русской Православной Церкви.

Во время подавления антибольшевистского восстания в западных волостях Чердынского уезда в январе 1919 г. были расстреляны священники Христо-Рождественской церкви села Юм Феодор Антипин и Николай Мациевский, диакон Богоявленской церкви с. Юрлы Аркадий Решетников /там же, с. 7, 13, 16/.

Были увезены в Пермь и там погибли настоятель градо-Соликамского храма Спаса Нерукотворного священник Григорий Гаряев и диакон того же храмаАлександр Ипатов. После занятия города Сибирской армией родственники о. Григория по метке на одежде опознали его тело в общем захоронении жертв большевистского террора и похоронили его на кладбище Архиерейского дома. Об этом рассказал живущий ныне в Суксуне внук священномученика Григория Гаряева Геннадий Васильевич Денисов. После мученической кончины о. Григория осталась вдова – матушка Вера с восемью сиротами. В отчете градо-Соликамского благочиния за 1919 г. читаем: «Сиротствующие: Убитаго при Советском правительстве, священника Григория Симеонова Гаряева, жена Вера Васильева 37 лет от роду /род. 17 сентября 1881 года/. Дети ея: Сергий, 17 лет от роду /род. 1901 года/ — переведен во второй класс Пермской духовной семинарии. Серафим, 16 лет от роду /род. 14 ноября 1903 года/ — уволен из третьяго класса Соликамскаго духовнаго училища. Борис, 13 лет от роду /род. 25 марта 1905 года/ — обучается в высшем начальном училище. Агния, 12 лет от роду /род. 18 января 1907 года/ — обучается в высшем начальном училище. Надежда, 9 лет от роду /род. 20-го июля 1909 года/ — обучается в начальном училище. Николай, 7 лет от роду /род. 29 сентября 1911 года/, Екатерина, 1 года от роду. Живут при родительнице. Сестра священнику Григорию Гаряеву, девица Ольга, 36 лет от роду /род. 4 июля 1882 года/ — служит в г. Соликамске в приюте имени В.А. Рязанцева надзирательницей» /ГАПК. Ф.540. Оп. 1. Д. 7. Л. 61 об./. Семья отступала с Сибирской армией до Кургана, но потом вернулась на Пермскую землю и обосновалась в Суксуне.

Нужно отметить, что биография сщмч. Григория Гаряева написана достаточно полно, установлена связь с родственниками. А о сщмч. Александре Ипатове, уроженце Казани, диаконе Соликамского храма Спаса Нерукотворного, мы имеем сведения только из его послужного списка на 1917 г. После его мученической кончины тоже осталась матушка-вдова с сиротами. По отчету градо-Соликамского благочиния за 1919 г.: «Сиротствующие: Убитаго при Советском правительстве диакона Александра Евфимиева Ипатова Александра Петрова, 38 лет от роду /род. 8 апреля 1880 года/. Дети ея: Вера, 13 лет от роду /род. 18-го июня 1905 года/ — обучается в высшем начальном училище. Галина, 11 лет от роду /род. 24 марта 1907 года/ — обучается в высшем начальном училище. Зинаида, 7 лет от роду /род. 24 июня 1911 года/. Елена, 4 лет от роду /род. 11 июня 1914 года/. Вадим, 2 лет от роду /род. 19 октября 1916 года/. Живут при родительнице» /ГАПК. Ф. 540. Оп. 1. Д. 7. Л. 62 об./. Надеемся, что найдутся родственники о. Александра.

Сохранились также послужные списки по состоянию на конец 1917 г. священномучеников Александра Шкляева (настоятеля Соликамской Воскресенской церкви) и Василия Воскресенского (диакона Соликамской Спасо-Преображенской церкви), но сведения о родственниках в них отсутствуют.

На месте служения – в Усолье – и во всем Пермском крае чтут память сщмч. Михаила Накарякова, написано и опубликовано его житие, установлены связи с ныне здравствующими родственниками.

Уроженец с. Камасино, близ Чусового, сщмч. Иаков Шестаков – на время кончины был заштатным священником Свято-Николаевского храма с. Кудымкар, входившего тогда в состав Соликамского уезда. Отец Иаков был выдающимся миссионером, много трудов положившим для просвещения коми-пермяков светом Христовой Истины. Пермский историк М.Г. Нечаев в его кратком биографическом очерке пишет: «В 1905 г. И.В. Шестаков учреждает книгоиздательство «Кама», в котором выпускались книги духовного и светского содержания. Издательство носило церковно-историческую направленность, в основном публиковались книги по истории Пермской, Екатеринбургской, Вятской и других епархий. Всего им опубликовано, по неполным данным, более 30 книг, не считая различных статей и заметок.

Кроме того, он издает обширные источниковые материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников, адрес-календарей. Он же является основателем церковно-археологического общества в Перми. Не надо забывать, что это было единственно издательство в России, занимавшееся публикациями книг на коми-пермяцком языке. Где бы ни находился Иаков Васильевич, везде что-нибудь менялось.

Так, в Чердыни он организовал библиотеку-читальню, в Вятке – приют для детей-эпилептиков, организовывал многочисленные учительские курсы, отдавал свои личные сбережения на нужды неимущих. И.В. Шестаков был одновременно в одном лице священник, миссионер, сельский учитель, краевед, публицист, этнограф, книгоиздатель, общественный деятель. Простого сельского священника прекрасно знали не только в Пермской губернии, но и по всей России. Существует две легенды о его гибели. Считают, что он или замерз по дороге в холодный зимний день 1918 г., или был расстрелян большевиками».

По данным, приведенным в статье сотрудника Березниковского краеведческого музея О.Н. Варнаковой, сщмч. Николай Онянов происходил из крестьянского сословия усольских крепостных Строгановых. Как и многие из усольчан, окончил Усольское первое 2-х кл. училище. Решив посвятить себя церковной деятельности, принял духовный сан, служил псаломщиком, дьяконом в храмах Осинского уезда, а в 1904 – 1917 гг. — священником Таманской Петропавловской церкви Соликамского уезда. Обязанности священника совмещал с преподавательской и общественной деятельностью: был законоучителем Таманского земского начального училища, заведующим и законоучителем церковно — приходской школы д. Быстрая, в 1905 г. решением Соликамского земства «надзирал» за библиотекой – читальней в селе Таманском.

За «усердное отношение к церковно-школьным обязанностям» неоднократно отмечался благодарностями от св. Синода, Пермского епархиального учительского Совета, а в 1904 г. был награждён вручением св. Библии. Двое из его сыновей тоже пошли по духовной линии — Константин стал диаконом при Купросской Николаевской церкви (Соликамский у.), Борис с 1917 г. служил псаломщиком Свято-Троицкой Лёнвинской церкви, третий сын Михаил был военным, а дочь Екатерина учительницей Томской женской гимназии.

Революция 1917 г. изменила привычный уклад семьи. Следуя установкам партийных органов, руководители Усольского Совета (1918 г.) считали террор в отношении «капиталистов», к коим причислялись торговцы, зажиточные крестьяне, служащие и др. социальные слои, единственным средством для решения возникших финансовых и экономических проблем. К марту 1918 г. в уезде были национализированы все соляные промыслы бывшего Соликамского уезда, экспроприации подверглись магазины, склады, дома торговцев и служителей церкви.

Критическое положение с продовольствием привело к созданию продотрядов, изымавших «сельскохозяйственные излишки». В ответ на действия властей летом и осенью 1918 г. крестьянские мятежи прокатились по Верх-Кондасской, Ощепковской, Половодовской, Берёзовской, Щекинской и др. волостям Усольского уезда. Один из продотрядов посланных в Верх — Кондасскую волость для изъятия хлеба был расстрелян «кулаками». В организации крестьянских восстаний обвинили священника Онянова, четырёх крестьян и работника волисполкома. «Передовых вождей восстания» арестовали и трибуналом ЧК присудили к расстрелу.

«…На площади в Усолье был устроен митинг, на котором присутствовало до 5 тыс. чел. Мне было поручено объявить народу, что трибунал вынес приговор о расстреле этих подлых наймитов иностранной разведки. Народ наше решение одобрил. На песке позади собора была вырыта могила. Наш отряд красногвардейцев расстрелял этих белобандитов во главе с попом на глазах у присутствующего на площади народа…» — вспоминал член ЧК И. С. Гонцов. В отчёте Усольского уездного чрезвычайного комитета по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией от 12 10. 1918 г. №771 сообщалось, что «…расстрелянный председатель Таманского волостного исполкома Юшков Николай обвиняется в организации белой гвардии, четверо крестьян – Юшков Яков, Минеев Иван Таманской волости, Литвинов Семён и Литвинов Яков Верх-Кондасской волости, как передовые вожди восстания банды в Верх-Кондасской волости, а священник Таманской церкви Онянов Николай за скрытие серебряных денег и вещей…» Материалы следствия не сохранились, о действительной вине священника можно только догадываться. Впоследствии его сын — подпоручик Михаил Онянов, пришедший в Усолье с колчаковской армией, жестоко мстил за отца. По воспоминаниям усольской жительницы А. Н. Бахаревой, встретившейся с ним в Усольской комендатуре по вопросу передачи тела расстрелянного белогвардейцами мужа, — «…он кричал на меня — у тебя муж главарь, коммунист, он убил моего отца! И семья в живых не останется! Я получила 25 ударов розгами по спине…» Насилие рождало насилие» /Варнакова О. Н. Памяти их, поимённо неизвестных, но ведомых Богу.//Березниковская неделя. 30 марта 2011 г. №13/.

Сщмч. Александр Махетов начал свое церковное служение в сане диакона в Михайло-Архангельской церкви Сиропитательного дома Грибушиных в Кунгуре в 1894 г., в 1901 году он был рукоположен в сан священника и направлен в Свято-Троицкую церковь села Ленва Соликамского уезда, в 1911 г. стал ее настоятелем. По сведениям сотрудника Березниковского краеведческого музея О.Н. Варнаковой, «зверской расправе подвергся священник о. Александр Махетов, которого нашли в сторожке на острове в близи г. Усолья замороженного с 17 штыковыми ранами и торчащими из ноздрей двумя папиросами» /Варнакова О. Н. Памяти их, поимённо неизвестных, но ведомых Богу.//Березниковская неделя. 30 марта 2011 г. №13/.

Погибший в Майкоре протоиерей Михаил Киселев принадлежит к известному священническому роду, предстоит работа по подготовке материалов для его жизнеописания, поиск родственников.

О сщмч. Игнатии Якимове, уроженце Вятской епархии, выпускнике Нолинского духовного училища, священнике Христо-Рождественской церкви села Чураки Чердынского уезда сведений пока мало. В списках жертв политических репрессий по Пермской области значится Якимов Василий Игнатьевич, 1917 г.р., уроженец г. Лысьва, Пермской обл., военнослужащий.Арестован 05.12.1941. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. Освобожден 01.11.1942. Вероятно, это сын о. Игнатия. Необходим дальнейший поиск материалов.

Нужно отметить, что поиск документальных свидетельств обстоятельств гибели священнослужителей и мирян, пострадавших от гонений большевиков в первые годы их правления, затруднителен, т.к. убивали мучеников, как правило, «без суда и следствия». Поэтому предстоит еще большая работа по изучению архивных фондов и, в частности, воспоминаний современников тех событий, а иногда – и их прямых участников.

В годы «большого террора» репрессии продолжались с соблюдением видимости законности, хотя в ряде случаев приговоры выносились буквально через несколько дней после ареста. Так, сщмч. Александр Тетюев, служивший Чердынском Воскресенском соборе, в 1923 г. выступил организатором борьбы с обновленческим движением. 28 июня 1928 г. арестован, а 7 сентября того же года Особым совещанием при коллегии ГПУ «за разжигание религиозной розни» он был приговорен к лишению свободы сроком на 1 год. По отбытии заключения он вернулся в Чердынь, в дальнейшем служил в Александро-Невской часовне Чермоза, где 5 августа 1937 г. был арестован НКВД. По постановлению «тройки» при УНКВД Свердловской обл. от 27 сентября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и антисоветской деятельности приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 3 октября 1937 г. Реабилитирован в 1989 году.

Дочь о. Александра – Любовь Александровна Тетюева – написала об отце книгу «Жизнь православного священника», материалы которой публиковались также на страницах газеты «Православная Пермь».

В этой статье приведен лишь краткий обзор материалов, касающихся биографических материалов некоторых новомучеников и исповедников, проживавших на территории Верхнекамья и материалы для прославления которых были поданы в Св. Синод Пермской епархией. Необходимо дальнейшее изучение архивных материалов.

Татьяна Морозова, краевед

(Просмотров 401)