Практическое руководство при совершении Крестных ходов

Практическое руководство при совершении Крестных ходов

Автор — священник Н.Сильченков

repin8b

Церковные правила

При крестных ходах носят церковные иконы и кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых; на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух, и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников (Симеон. Солун. гл. 353. Нов. Скриж. ст. 544-545).

Крестные ходы положено совершать в дни Богоявления, Преполовения и происхождения честных древ (1-го Августа) для освящения воды (Тип. см. 6 Янв. и 1 Авг.).

Кроме того, крестные ходы могут быть совершаемы по требованию других особенных обстоятельств; как например: на поля во время бездождия, вокруг городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч.(Требн. литии на разные случаи.).

Впрочем, чрезвычайные и нарочитые моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения епископа, по его усмотрению (Нов. Скриж. 545 ст.).

Благочинным предписывается наблюдать чтобы они отнюдь не допускали устроять вновь, кроме обычных, крестные ходы (Инструкц. благоч. ст. 21).

Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. дух. консист. ст. 35,36).

В крестных ходах запрещается священнослужителям разговаривать между собою и раскланиваться с знакомыми (Указ. Син. 1830 г. Апр. 28 д.).

Во время шествия крестного хода к месту, на котором будет совершаться богослужение, как, например, освящение воды или молебные пения, и обратно к храму, поется канон праздника (См. чин. освящ. вод. св. Богоявлений).

Практические заметки

Общие крестные ходы бывают, по обыкновению, со звоном.

— Иконы должны быть выносимы из храма и несены обратно по чинам святых, на них изображенных, так – чтобы низшие чины прежде предпосылались, т.е. иконы преподобных или мучеников пусть следуют впереди икон святителей, а эти прежде икон Божией Матери и Спасителя; хоругви же пусть составляют некоторое укрепление всего крестного хода.

— Подобно этому, при участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят младшие священники вперед, а потом старшие священники по очереди и попарно: ближе к настоятелю хода два иерея несут крест и Евангелие, – крест – на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие – у груди без всякой пелены (мирянин же, если такому было поручено нести Евангелие, пусть несет его с пеленой, навязанной на шею и опущенной ниже груди).

— Иконы несутся мирянами, так же подхваченные снизу и у плеч пеленами; носители их, при смене своей, не должны останавливать всего хода.

— Облачаться в ризы священники и диаконы должны в указанном месте, а не между народом.

Во время хода они не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не перерывалась посторонними лицами, которые бы вошли в нее с боков: и псаломщики, не имеющие стихарей, шли бы отдельно, впереди или позади.

— Всего неприличнее, если духовенство, облаченное в священные одежды, далеко отстает от несомых впереди икон, если идет не попарно в ряд, а как случится; – если иные улыбаются и разговаривают на дороге с мирянами и, наконец, незаметно уклоняются с прямого пути, оказываясь, таким образом, между толпами мирян (Письм. по Паст. Богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. IIстр. 104-105).

Разрешение недоуменений

В виду того, что без разрешения высшего начальства не может быть дозволяемо крестных ходов вновь, возбужден был вопрос в одной епархии: какие крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан, можно, и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства?Епархиальным епископом дан был такой ответ: обычные в среде православного народа крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан для освящения полей, или колодцев, во время засухи, бездождия, или другого какого всеобщего бедствия, могут быть совершаемы без особого разрешения начальства, подобно тому как совершаются они в дни Богоявления, Преполовения и 1 Августа, равно как совершаются ходы, или процессии при погребении умерших; потому что в подобных случаях Церковию положено не только неотложено совершать крестные ходы, но и составлены на сии случаи ектении и молитвы. При подобных крестных ходах надлежит наперед уведомлять местную полицейскую власть, для принятия должных мер к предупреждению беспорядков. Не дозволяется же, без разрешения высшего начальства, совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе(Таврич. Епарх. вед. из кален. при Церк. Общ. Вестн. 1876 г.).Могут ли быть допускаемы крестные ходы, без участия священника? В некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам, с крестным ходом и иконами: – это незаконно: «всем мирянам, сказано в Иустиниановых законоположениях, воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iustinian novel 123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. II стр.480-493).

 

Азбука.ру

 

(Просмотров 488)