Посрамленное неверие или «День дурака»?

Посрамленное неверие или «День дурака»?

prazdnikiДень 1 апреля во многих странах мира, включая Россию, сложился обычай отмечать «День смеха» или, как его еще называют, «День дурака», в который многие обманывают, разыгрывают и подшучивают друг над другом. Где зародился этот «праздник» – неизвестно, но по распространенному мнению принято считать, что когда-то 1 апреля праздновалось как день весеннего солнцестояния, а подобные празднества сопровождались у язычников шутками и различными проделками.

Другая, более распространенная версия возникновения «Дня смеха» связана с переходом Франции на Григорианский календарь. Дело в том, что Новый год во Франции до того, как в XVI веке был реформировал календарь, отмечался не 1-го января, а в конце марта. Потому новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1-го апреля. Тогда также было принято веселиться в новогодние праздники. Доподлинно лишь известно, что широкую распространенность праздник приобрел в XVIII веке. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях, пишет Regions.Ru.

С Запада этот «праздник» в петровские времена пришел и в Россию. «Брови Царь нахмуря, / Говорил: «Вчера / Повалила буря / Памятник Петра». / Тот перепугался. / «Я не знал!.. Ужель?» – / Царь расхохотался: / «Первый, брат, апрель!» — писал А.С.Пушкин.

Впрочем, известно также, что некоторые Восточные Церкви в первые века 1 апреля вспоминали Евангельское событие, связанное с Апостолом Фомой. Напомним, что когда к Апостолам явился воскресший Спаситель, Апостол Фома не с ними, а потому не поверил в Его Воскресение. И тогда, спустя восемь дней Господь, посетивший Своих учеников сказал Фоме: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не будь не верующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 19-28).

Таким образом древние Церкви праздновали в этот день посрамленное неверие, и день это в календаре назывался «Осязание Фомы». Но во Вселенском Православии и на Западе этот праздник канонически не устоялся, а память о нем в Западной Европе с годами превратилась в неистовое торжество неверия и шутовства.

Сейчас «Осязание Фомы» 1/14 апреля отмечает только еретическая Коптская «церковь» в Египте.

В Православной же Церкви память посрамления неверия Апостола Фомы стала переходящим праздником. Он отмечается в первое Воскресение после Пасхи, называется Антипасха или Фомина Неделя, тогда же за Богослужением читается приведенный выше отрывок из Евангелия от Иоанна.

 

Икона Богородицы «Умиление» Смоленская

Умиление1 апреля Православная Церковь чтит Смоленскую икону Божией Матери «Умиление».

Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Уми­ле­ние», яви­лась в 1103 го­ду в Смо­лен­ске. Этот об­раз, сыг­рав­ший осо­бую, вдох­нов­ля­ю­щую роль в пе­ри­од обо­ро­ны Смо­лен­ска от поль­ских за­хват­чи­ков в на­ча­ле XVII ве­ка (1609–1611 гг.), на­хо­дил­ся в ла­ге­ре рус­ских войск во­е­во­ды Ше­и­на, в те­че­ние 18 ме­ся­цев удер­жи­вав­ших непри­я­те­ля от раз­граб­ле­ния го­ро­да.

Спи­сок Смо­лен­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за «Уми­ле­ние» пре­бы­ва­ет в на­сто­я­щее вре­мя в Спа­со-Окоп­ном хра­ме го­ро­да Смо­лен­ска.

В 2003 го­ду в Смо­лен­ске тор­же­ствен­но от­ме­ча­ли 900-ле­тие яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за. На­ка­нуне празд­ни­ка ико­на «Уми­ле­ние» бы­ла до­став­ле­на в Свя­то-Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где пе­ред ней был от­слу­жен мо­ле­бен с во­до­свя­ти­ем. В са­мый празд­ник по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии во­круг со­бо­ра про­шел мно­го­люд­ный крест­ный ход, во вре­мя ко­то­ро­го свя­щен­ни­ки нес­ли сра­зу две по­чи­та­е­мые Смо­лен­ские чу­до­твор­ные ико­ны: «Оди­гит­рию» и «Уми­ле­ние», воз­да­вая им осо­бую по­честь.

На чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, под­няв ру­ки к гру­ди, с уми­ле­ни­ем взи­ра­ет на ле­жа­ще­го на Ее оде­я­нии Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, ко­то­рый дер­жит в пра­вой дес­ни­це дер­жа­ву – сим­вол вла­сти и си­лы.

Святые мученики Хрисанф и Дария

Также первого апреля Православная Церковь отмечает день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии. История их жизни удивительна и поучительна. Обратимся к житию.

Хрисанф и Дарья«Святой Хрисанф происходил из языческой семьи; получил хорошее образование. Среди книг ему попадались такие, в которых язычники рассуждали о христианстве. Но юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Юноше довелось найти книги Нового Завета. Священное Писание просветило душу разумного юноши. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял от него святое Крещение.

После этого он начал открыто проповедовать Евангелие. Отец юноши всячески старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь.

После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарий собрались благочестивые женщины. Горожане пожаловались епарху Келерипу, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию. Однако пытки не смогли поколебать мужество молодого мученика, ибо сила Божия явно помогала ему.

Пораженный этим, трибун Клавдий уверовал во Христа и принял святое Крещение вместе с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Когда весть об этом дошла до императора Нумериана (283 — 284), то он приказал всех их казнить. Мученик трибун Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины были обезглавлены.

Христиане похоронили тела святых мучеников неподалеку в пещере, и святая Илария стала постоянно ходить туда, чтобы молиться. Однажды ее выследили и привели на мучения. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы, закончив которую скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями. Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения. Святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием. Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю».

Будем уповать, дорогие братья и сестры, на молитвенную помощь святых мучеников, чистых супругов Хрисанфа и Дарии. Как обратили они своих гонителей, мучителей и осквернителей в истинную веру, так да очистят они умы людские от ежегодного  блудилища.  И пусть среди смрада грехов наших душ воссияет Небесный Свет благодати Божией.

По материалам открытых источников интернета


(Просмотров 215)