Часть II. Вопросы с 217 по 469

217. Как отучиться от греха осуждения?

Если осудишь кого, то дай себе правило положить в этот день хотя три земных поклона за того, кого ocyдил ты, с молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй (имя осужденного тобою) и его молитвой помилуй и меня грешного!» И поверь, что если будешь так делать, то Бог поможет тебе и совсем отстать от этой греховной привычки.

218. Как правильно размышлять о муках вечных?

Не должно думать, что непременно мы осуждены будем, а должно надеяться на великое милосердие Божие, хотящее всех спасти (старец Арсений Афонский).

219. Как нужно себя укорять?

Когда при самоукорении вы приходите в уныние, то оставьте самоукорение, а рассуждайте о милосердии Божием к грешникам кающимся, благодарите Бога за Его милости… Самоукорение в том состоит, чтобы всегда, во всем и за все укорять, винить себя и не слагать вины на других. Самоукорение избавляет от привычки осуждения, утверждает его (человека) душевный мир… Недоброе расположение к человеку или неприязнь — оттого, что нет самоукорения.

220. Что есть любоначалие?

Любоначалие есть необузданная жажда власти над людьми, власти, которой люди ищут без достаточных способностей, без намерения приносить пользу, а с одной безрассудной целью: удовлетворять своей гордости, тщеславию, корыстолюбию. Они часто стремятся к достижению власти пронырством, искательством при помощи покровительства влиятельных лиц и другими низкими способами.

221. Когда христианин должен умалчивать истину?

Христианин должен умалчивать истину перед людьми, которые могли бы злорадостно и враждебно злоупотреблять ею. Так, он должен умалчивать истину перед злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником, — умалчивать о том, чем они могли бы воспользоваться ко вреду своего ближнего. Христианин должен умалчивать истину и перед легкомысленными, которые сообщенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному. Вообще он не должен своей речью подвергать опасности ничьего блага. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним.

222. Когда не должно умалчивать истину?

Христианин не должен скрывать истину перед начальниками, которые разведывают о преступнике, перед родителями, которые заботятся об исправлении своих детей, перед священником на исповеди, перед другом, который делится с нами своей душою, и т. д. Христианин не должен умалчивать об опасности, например, смерти, когда дело идет о том, что должно больного приготовить через исповедь и Святое Причащение к вечности.

223. Грешно ли не давать божественную книгу желающему прочесть ее?

Кто какой-либо дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант (свт. Василий Великий).

224. Что относится к делу дел?

То, что относится к богослужению, называется делом дел (Числ. 4, 47; свт. Григорий Нисский).

225. Как бороться с рассеянием на молитве?

Во время молитвы мысль отбегает на другие предметы. Надо употребить напряжение на сохранение внимания… Как только мысль отбежит — возвратии ее; опять отбежит — опять возврати; так всякий раз. Но на всякий раз, что прочитано будет во время отбегания мысли и следовательно, без внимания и чувства, — снова прочитать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, — несколько раз читай его, пока не прочитаешь с понятием и чувством. — Так надо поступать, когда мысль отбегает и рассеивается (свт. Феофан Затворник).

226. От каких искушений надо бежать?

Если для души вредно, тогда только надобно бежать их (старец Гедеон Афонский).

227. Как быть, когда согрешишь и совесть начнет обличать?

Если ты как человек в чем согрешил, иди скоро, не медля, к духовнику, очисти совесть свою исповедью, а не ожидай времени поста для исповеди, как это делают по неразумию некоторые из мирян. Вот тебе простой пример: если ты белье свое запачкал, тотчас переменяешь его и стараешься вымыть; а ведь душа твоя намного дороже белья, а ты оставляешь ее в небрежении загрязненной на целый год или до будущей исповеди поста и нимало не заботишься о душе своей (старец Георгий Афонский).

228. В чем состоит бережливость?

Бережливость состоит в том, чтобы без расчета не тратить на неумеренные и безполезные издержки, но не быть скупым на предметы необходимые.

229. Когда должно прибегать к печали?

К печали следует благовременно прибегать в случае раскаяния во грехах, так как она ни на что другое не полезна, только на это одно употребление.

 

230. Доброе ли дело давать взаймы?

Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения… Повинен наказанию не дающий взаймы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как говорит народная пословица: знай толк — нее давай пьяному в. долг.

231. Влияет ли проклятие на живущего по Богу?

Мы утверждаем, что намеревающийся проклясть живущих добродетельно не может произнести ни одного огорчительного и противного слова, но проклятие обращает в благословение. Разумеется же под сим то, что живущих добродетельно не касается укоризна злоречия (свт. Григорий Нисский).

232. Кому можно говорить с неверующим о вере?

С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говорящего с ним.

233. Должно ли передавать слова вражды?

Лучше не передавать укорных слов, посылаемых через нас от кого-либо, а умолчать о них или передать их, хотя ложно, как слова любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слова вражды и зависти весьма вредно. Надо иметь христианское терпение и мудрость змиину (прав. Иоанн Кронштадтский).

234. Как говорить о Боге во спасение?

Как осторожно надобно выговаривать слова о Боге, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцом и Святым Духом (прав. Иоанн Кронштадтский).

235. Какая разница между духовным и плотским человеком?

Духовный человек погружается умом и сердцем в Бога, а плотской — в мир прелюбодейный и грешный (прав. Иоанн Кронштадтский).

236. Что есть благоразумие?

Это есть умеренность в религиозных делах, добродетель в меру: соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим.

237. Как действуют на человека безплотные враги?

Безплотные враги во время молитвы и вне молитвы внушают людям скверные, лукавые и хульные мысли, располагают к лености душу и тело, наводят сон и зевоту, заставляют делать поблажку плоти через неблаговременное сидение, приклонение к стене, или какой-либо вещи и пр. Они внушают брезгливость и гнушение всеми или наводят на человека боязнь людей или чего-то неопределенного (прав. Иоанн Кронштадтский).

238. От чего возникает леность к молитве?

Леность к молитве и вообще к служению Богу и ближнему начинается от чрева человеческого, на всякий день пространно питаемого (прав. Иоанн Кронштадтский).

239. Какое самое высокое дело на земле?

Нет выше дела на земле, как дело совершения литургии и причащения народа Святых Таин Тела и Крови Христовых (прав. Иоанн Кронштадтский).

240. Почему не должно соединяться с католиками?

Кто бы из православных не желал соединиться с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одной Церковью, одним обществом верующих! Но кто из этих членов глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, кардиналами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое: ложь — с истиной? (прав. Иоанн Кронштадтский).

241. Большой ли грех любопытства?

Не велик как будто грех любопытства, а за него жена Лотова (за одно любопытное воззрение на горящие родные города, Содом и Гоморру) обращена была в соляной столп (Быт. 19:26). Из сего можно понять, какой это грех.

242. Какой умирающий берет свое богатство в загробную жизнь?

Тот берет с собою свои блага, когда умирает, кто раздал их требующим (свт. Григорий Двоеслов).

243. Что надо делать, когда хвалят?

Услышав похвалу себе, вспомни свои недостатки (свт. Филарет Московский).

244. Как смотреть на воздержание от пищи напоказ?

Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, ненавидит душа Господня (свт. Василий Великий).

245. Должно ли молиться за неверующих начальников?

Молитесь также за власти, даже за преследующих и ненавидящих вас, и за врагов Креста, чтобы плод вашей веры был ясен для всех и сами вы были совершенны (сщмч. Поликарп Смирнский).

246. Через что укрепляется вера?

Вера укрепляется за жизнь благочестивую, а за нечестие — отъемлется.

247. Дана ли власть архиереям не исполнять правила Вселенских Соборов?

Епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего {свт. Василий Великий. Письмо 24, с. 247).

248. Какая участь ожидает христиан-невежд в будущем?

Христиане не знают христианства, оттого что не изучают его: не читают, не спрашивают; вообще они не обращают никакого внимания на искупление человечества вочеловечившимся Богом, попирают это великое дело Божие, потому что не заботятся и не думают о своем спасении. Пренебрегая великими дарами Божиими, они всецело предаются суетности, которая есть прелесть. Отраднее будет идолопоклонникам и магометанам в день суда Божия, нежели таким христианам {свт. Тихон Задонский).

249. Можно ли телесно наказывать при других?

Телесное наказание не должно производить при других, это непременное правило.

250. Можно ли держать деньги для доброй цели?

Деньги держать для благой цели не есть сребролюбие. А после, когда дело будет сделано, можно не сберегать, на Бога возложив все упование (свт. Феофан Затворник).

251. Как исполнять нужно волю начальства?

Ячитаю все повеления вашего величества, но исполняю только те, которые не делают насилия моей совести в делах веры: в противном случае, я готов вытерпеть вся мучения, но Христа не оставлю (сщмч. Павел).

252. В чем состоит сила доброго дела?

Сила доброго дела состоит в постоянстве.

253. Как быть, если священник отказался выслушать исповедь?

Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому (свт. Феофан Затворник).

254. Когда молитва обращается во грех?

Молитва обращается во грех тогда, когда молятся о том, что запрещает Господь, Которому молятся. Например: об отмщении, о смерти врага, об излишестве одежды, о богатстве и т. п.

255. Чем приобретается смиренномудрие души?

Когда думаешь только о своем худом, греховном.

256. Как священнику совершать литургию, чтобы она была угодна Богу?

Если совершая литургии, будешь совершать их в смиренномудрии, сознавая себя недостойным, то они приятны пред Богом (авва Исаия).

257. Что значит считать себя ниже всех?

Это значит не обращать внимания на грехи других, но всегда на свои.

258. Как узнать грех?

Все то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

259. Чего должно остерегаться?

Берегись изысканности в пище, пышности в строении мирских познаний в книгах.

260. Насколько важна добродетель послушания?

Настолько послушание велико, что в монашестве послушание предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою, но даже всем добродетелям.

261. Как смотреть на длительные беседы?

Преподобный Арсений не любил, чтобы те, которых он изредка принимал, слишком долго у него оставались. Он говорил: в начале беседы смотрю, как на Ангела, в конце (когда засидятся) — как на искусителя.

262. Достаточно ли для спасения одного благочестия?

Благочестие без достаточного Богопознания — это корабль без кормчего и руля.

263. Можно ли молиться при людях?

Молитесь или телом или духом втайне, а не при людях, хотя и спящих (старец Адриан Югский).

264. Что делать, если живущие со мной запрещают мне читать святые книги?

Исполнять занятие богоугодное при запрещении живущих с тобой (кроме сонного, ночного времени); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать его (старец Адриан Югский).

265. Как избежать тщеславия?

Не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, чтобы избегнуть тщеславия, через которое все потеряешь.

266. Как быть, если во время молитвы возникает вдруг желание помолиться особенной молитвой?

В случае, когда при чтении какой-либо молитвы пожелаешь особенно помолиться духом Спасителю или Богоматери, то должно непременно остановиться на этом желании и следовать внушению Духа. И вот почему: если, желая усладиться молитвою к сладчайшему Иисусу, в то же время станешь вычитывать какой-нибудь другой канон, по положенному правилу, то этим все потеряешь.

267. Всегда ли верен голос совести?

Непременно нужно слушать голоса совести: сим голосом нередко к нам вещает Ангел хранитель наш, впрочем, чтоб этот голос был верен, его надо поверять со Словом Божиим.

268. Как стать непричастным греху?

Кто хочет быть непричастным греху и переменить свою жизнь от болезни греховной, тот должен принимать горькие лекарства, которые очищают болезни души, то есть терпеть со благодарением Бога гонения и скорби, как травы целительные (преп. Симеон Новый Богослов).

269. Что должно думать о невольном и нечаянном убийстве?

Невольный убийца не может почитаться невинным, если не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае подвергается церковной епитимии.

 

270. Я обижаюсь, что моих советов не слушают?

Нисколько не смущаться и не сердиться, если наших добрых советов не слушают: ведь и мы не слушаем Господа, и Он нас не казнит.

271. Можно ли указать непослушному?

Непослушным не надо указывать на неправость их действий, не укорять их, иначе только получится вред: споры и раздражения; в таком случае лучше молиться, чтобы Господь Сам вразумил их, а нас удержал от другого падения — осуждения; осуждающий и сам осуждается Богом.

272. Бывает ли духовная любовь неправильной?

Строго проверяй всякую (и духовную) любовь к кому-либо. Правильная любовь не должна волновать кровь человека, а наоборот — успокаивать и возвышать душу, пробуждая в ней высокие духовные чувства; и проявится она во всяком терпении, самоотвержении, но не в ласке, не в поцелуях — это только принизило бы духовную любовь, лишило бы ее небесного света и вскоре Ангела заменило бы демоном (то есть любовь духовная перешла бы в плотскую) (архиеп. Герасим Астраханский).

273. Как лучше молиться при нечувствии?

При нечувствии лучше молиться краткими молитвами.

274. Что такое духовное падение?

Сердечной привязанности к людям, которые нравятся, иметь не следует. Услаждение души греховным влечением есть уже духовное падение и требует слезного покаяния (apxuen. Герасим Астраханский).

275. Когда занятия о временном приятны Богу?

Занятия о временном — прекрасны, приятны Богу, приготовляют занимающемуся награду небесную и вечную, когда они совершаются с целью Богоугождения, с целью служения ближним ради Бога, ради святой любви и общей пользы (свт. Игнатий Брянчанинов).

276. Чего должно более всего остерегаться?

Всего более должно остерегаться соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царствия вместе с творящими соблазны (преп. Ефрем Сирин).

277. Что бывает при чтении книг мирского и духовного содержания?

Когда ты читаешь книгу светского содержания (роман, журнал и т. п.), то тебя окружают, вокруг тебя толпятся и скачут всякие нечистые животные и птицы, и гады — образы злых духов: свиньи, собаки, индюки, гадюки, волки, лисицы и всякая нечистая тварь… А во время чтения тобой книг божественных, духовного, назидательного содержания вокруг тебя витают — парят святые Ангелы и распространяют благоухание святыни, молятся о тебе и помогают тебе уразуметь читаемое (иеросхим. Николай, духовник Киево-Печерской лавры).

278. Как себя предохранить от самомнения?

Святой Иоанн Кронштадтский в ответ взял Библию, раскрытую на 14 главе пророка Исаии, в которой говорится о низвержении денницы — первого ангела — с неба за гордость, прочитал и сказал: «Часто я прибегаю к чтению сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения». И, действительно, лист Библии был крайне изношен за частым его чтением.

279. Когда исповедь перед священником бывает недействительна?

Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через духовника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься без сокрушения и умиления, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения вперед исправиться… Некоторые умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому — другие (архиеп. Арсений Чудов).

280. Вопрос. Следует ли делать операцию при не излечимых болезнях?

Нужно знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усмотреть волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы, например, рак печени и т. п. Спрашивается: можно ли при подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание (арxuen. Арсений Чудов).

281. Как быть внимательным к своему сердцу?

Святой Иоанн Кронштадтский был внимателен к своему сердцу. Он не принимал ничего худого и не только не принимал, но постоянно каялся в своих недочетах, сокрушался о своем несовершенстве. За такое вольное и постоянное исповедание Господь обвеселял его сердце, отец Иоанн чувствовал, что ему прощаются все прегрешения, за что он далее и благодарил Господа.

282. Когда человеку ставится во грех крестное знамение?

Есть люди, которые злоупотребляют крестным знамением тогда, когда желают заверить нас в обмане, лжи, мошенничестве и других нечистых делах; они навлекают на себя осуждение.

283. К чему это апостол Павел говорит: Если же кто и подвизается, не увенчивается… (2 Тим. 2: 5)?

Нужно с духовным рассуждением подвизаться, а без этого подвиги могут пройти даром.

284. Должно ли уходить на покой самому священнику?

Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой. «Пока Господь не выпряжет, — говорил он, — тяни».

285. Должно ли отгонять идущего за советом?

Кто обращается за советом, не отгоняй, но и не мечтай о себе (свт. Феофан Затворник).

286. Как относиться ко всему внешнему?

Все внешнее: пища, одежда, обстановка — безразличны для человека, если к ним нет пристрастия (свт. Феофан Затворник).

287. Почему у некоторых верующих иногда видна ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику?

Это случается, когда мы в основном останавливаемся (часто сами не давая себе в том отчета) только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку. Христос же — наш Спаситель — остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развивается среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброжелательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь — и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования (apxuen. Арсений Чудов).

288. Как отличить смирение от обязанностей?

Нужно отличать смирение от долга и обязанностей. Это следует знать особенно людям, которым дается власть и управление над другими: где проявляй смирение, а где исполняй и долг. Например, ты — священник; в домашней обстановке можешь отказаться от услуг, но во время церковной службы, когда положено принимать услуги от других, ты не имеешь права от них отказываться, относя эти услуги не к себе лично, а к твоему сану. Ты наставник; в школе — учи других, а вне своих учительских обязанностей будь как слушающий и поучающийся от других и т. п. (apxuen. Арсений Чудов).

289. Есть ли признак, по которому можно узнать, что духовник полезен?

При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику, знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно — вот и подымается у тебя в сердце неприязнь против духовного отца (apxuen. Арсений Чудов).

290. Что питает блудную страсть?

Блудную страсть питают праздность, леность, многоспание, излишняя забота о здоровье, объядение, винопитие, смехотворство, наряжение тела, нехранение очей, гнев, вольное свободное обхождение с лицом другого пола.

291. Все ли могут часто причащаться?

Однажды ко мне, — говорил архиепископ Арсений, — подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее часто не допускают до Святого Причащения, а, между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она часто, уже как женщина (по женской нечистоте), причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала частого причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Святое Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй» (арxuen. Арсений Чудов).

292. Как использовать немощи во благо?

Ты немощен. Используй же их (немощи) во благо, а именно: на них воспитывай смиренное чувство, свое окаянство и недостоинство. Но это, конечно, не значит — умножай немощи, дабы их обращать во благо. Речь идет о немощах, которые тобою допущены при всем твоем желании и стремлении не иметь их (apxuen. Арсений Чудов).

293. Что такое лицеприятие?

Это когда человек судит о деле и вообще действует не во имя правды, истины и справедливости, а ради самого приятного для него лица, а приятно лицо это может быть по всяким причинам. Приятно оно потому, что высокопоставленное, следовательно, выгодное для моих дел. Приятно потому, что красиво, возбуждает во мне плотскую страсть, приятно, так как одного со мною звания, одной нации и местожительства (архиеп. Арсений Чудов).

294. Когда церковный брак греховен?

Брак Церковью благословляется, но мучаются в аду и брачившиеся, если они жили похотно (преп. Мефодий Пешношский).

295. Как относиться к милостыне от людей?

Со страхом будем принимать милостыню, потому что на Страшном суде дадим ответ за полученное добро, оставшееся без возмездия с нашей стороны. Будем молиться за благотворителей, чтобы не поставилось нам во грех полученное от них благотворение.

296. Все ли усопшие молятся там о нас?

Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: они теперь молитвенники за нас. Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу души поминавших… Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения (игум. Феофания Говорова).

297. Как нападает невидимый враг на христиан?

На боязливых нападает страхом и привидениями, на других — клеветой человеческой, враждой, злобой, на ученых — гордостью и самовозношением, на молодых — блудными помыслами, на старых — разленением и вредными привычками и т. д.

298. Когда страсти охватывают человека?

Страсти охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти («Достопамятные сказания»).

299. Можно ли кому-нибудь, кроме духовного отца, открывать свои грехи?

Никому без нужды не открывай тайных проступков и грехов, которые ты сделал. Через открытие тайных проступков ты потеряешь тех, которые слушают тебя, и уважение, необходимое для совершения добра.

300. Где полезнее жить?

При святой обители и при искусном духовнике (старец Адриан Югский).

301. Что делать при соблазне?

При соблазнах напоминай себе почаще смерть, Страшный суд и муку вечную (старец Адриан Югский).

302. Что лучше: правило молитвенное читать или ближнему помочь?

Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплый изблюется из уст Божиих. Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся (архиеп. Герасим Астраханский).

303. Что делать больному?

Больному хорошо читать (или слушать) божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.

304. Как можно делать духовную милостыню?

Пример сего представляет старец Адриан Югский, который благословлял потрудиться для монастыря, а иных заставлял писать молитвы, житие святого угодника, цветы райские. Написанное старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду богомольцам.

305. Как раздавать втайне милостыню?

В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то просила меня передать тебе!» Причем она спала на камне, прикрытом плохим ковром.

306. Всегда ли можно говорить правду?

Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю. Но о правде следует молчать, если она приносит несчастье.

307. Как относиться к неверам?

О них жалеть и молиться надобно. Надобно желать, чтобы они познали истину, и изыскивать случаи намекнуть им о ней; а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный, — и довольно (свт. Феофан Затворник).

308. Как должно относиться к услугам других?

Всякую услугу старец Леонид любил отплачивать или взаимной услугой, или подарком.

309. Образование мирское приближает ли к Богу?

Образованность мирская не сообщает совершенств духовных.

 

310. Как относиться к мудрым народным поговоркам?

Есть одна весьма мудрая поговорка: не надобно пренебрегать и народными пословицами, когда они заключают в себе какую-нибудь здравую мысль (свт. Иоанн Златоуст).

Близ пчелки — в меду, а близ жучка — в навозе.

Казенное добро страхом ограждено.

Не стыдись спрашивать, стыдись оставаться невеждой.

Кто (духовное) читает, тот приобретает.

Дуракам и пьяным — дорогу уступай.

Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.

Продай хоть ржи, а долгу не держи.

На тебе, Боже, что нам не гоже (о тех, кто отдает Богу дряхлую старость, а молодость проводит для себя, или если отдают Богу в дар худое, а себе оставляют хорошее).

Без спроса взял, да не сказал — что украл.

За худым пойдешь — худое и найдешь.

Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.

Гнило слово от гнила сердца.

Не все слушай, иное и мимо ушей пускай.

Старых почитай, младых поучай.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто добру научил.

Кто табак нюхает да курит, тот Святого Духа из себя выкуривает.

Кто всуе Бога призывает, тот всуе свой век проживает.

Близко церковь, да далеко от Бога (о тех, кто в церковь не ходит)

Удавился (или опился), так сатане обручился.

За упокойной трапезой ничего хмельного не подают.

Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Не оставляй отца и матери на старости — и Бог тебя не оставит

Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.

Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник.

Доброе слово лучше всякого пирога.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Говори с другими поменьше, а с Богом побольше.

Много на свете умных, да добрых мало.

311. Какие искусства пустые?

Искусства пустые: играть на гуслях или свирели (то есть на инструментах), плясать или танцевать, балет и т.п. И подлинно, по слову апостольскому (Флп. 3:19): Их конец погибель, их бог чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.

312. Должно ли открывать сердце свое всем и принимать к себе всех?

Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного, походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро (свт. Василий Великий).

313. Должно ли трудиться до изнурения?

Изнурение себя — это другая крайность, противоположная лености. Поэтому не изнуряй тела своего, чтобы не впасть в болезни и немощи (старец Лука Глинский).

314. Для чего даются епитимии исповедникам?

Чтобы виновному не отвечать в загробной жизни, ему дают епитимию.

315. Какая самая первая наука?

Наука самопознания охраняет нас от грехов. Она самая первая из всех наук, ибо без нее все науки теряют всякое значение. Не напрасно старцы говорят: «Познай себя — познаешь и Бога». Должно наблюдать за своими мыслями и движениями сердца.

316. Что означает «быть глухим, слепым и немым»?

Быть глухим — это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым — это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым — это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.

317. Кого Священное Писание называет мудрым?

Священное Писание называет мудрыми слушающих советы, хотя они и не мудры у людей (Притч. 12: 15).

318. Хорошо ли молиться за подвижников, на земле еще не прославленных?

Приятна. Богу молитва об усопших Его угодниках. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас пред Господом.

319. Почему большое значение в деле спасения имеет рассуждение?

Когда нет духовного рассуждения, то всякое добро-делание подвергается опасности быть безплодным для нашего спасения. Или человек берется за подвиг выше меры своих духовных сил; или берется за дело, которое не нужно, и не делает того, что нужнее и полезнее, или делает нужное не так, как бы подобало, или вовсе не замечает, как под его доброе дело подкрадывается враг и окрадывает его тщеславием, корыстолюбием и самомнением.

320. Как должно стоять на молитве?

Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Но руки должно держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а держать несколько наклоненной, умом не рассеиваться и мыслями не любопытствовать или отвлекаться ленивыми, которые беседуют друг с другом и шепчут, а всячески удерживать от рассеянности очи и душу, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного в ней слова не пропустить праздно. Ибо если ты приучишь себя так поступать в сем деле, то преуспеешь вскоре и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание и от всех удаляйся. Молчание же храни с такой мыслью: «Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь и несмыслен и даже не достоин того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей» (преп. Симеон Новый Богослов).

321. Зачем нужны епитимии?

Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди, надо брать епитимию, верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила.

322. Каким радостям не должно радоваться?

Должно испытывать и поверять и различать виды радости. Ленивый работник бросил работу — и рад, что настал праздник: он радуется своей лености, а не Господу; легкомысленная женщина оделась праздничным убранством — и с удовольствием начинает праздничный день: она радуется своей суете, а не Господу; ядца и пийца видит или воображает праздничные пиршества — и весел заранее: он радуется своему чреву, а не Господу.

323. Какие вопросы душевредны?

Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними — молчание (свт. Василий Великий).

324. Как смотреть на человека, довольного своей жизнью?

Если замечаешь, что какой-то человек не жалуется на свою судьбу, как бы тяжела она ни. была, будь уверен — он носит в себе Бога.

325. Какие люди не обижаются на замечания?

Только два рода людей не оскорбляются замечанием или советом: люди святые и люди, постоянно стремящиеся к святости.

326. Какое доброе дело совершеннее и какой грех тяжелее?

Всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большей делается напряженностью душевных сил, а грех тяжелее тот, который делается с обдуманным намерением, нежели допускаемый по легкомысленности или слабости.

327. Кто хранит святые книги к своей погибели?

Некоторые с такою бережливостью хранят свои книги, что никому не дают их читать, даже и прикасаться к ним не позволяют, потому всегда и во всем остаются без пользы; от чего бы можно им приобретать приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и своей погибели.

328. Как должно относиться к прибыли и к потери вещей?

О получении какой-нибудь вещи должно не радоваться и о потере не печалиться.

329. Есть ли воля Божия, когда выбирают на должность?

Если человек куда-либо сам не стремится, но его выбирают на какую-либо должность, значит на это есть воля Божия и Господь поможет.

330. Когда должно прибегать к телесным трудам при занятии духовными?

Вообще в телесных трудах можно упражняться только в случае изнеможения душевных сил от продолжительных умственных занятий, для того только, чтобы не быть в праздности.

331. Когда отымется благодать Святого Духа?

Приими сию примету и будешь знать: когда отымется благодать Святого Духа, тогда будут творить бдения и литургии вскачь по большой дороге, как то и ныне на Западе… Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного содержания и по различным предметам, то есть монашествующие вдадутся в литературу, в исследование научных и политических вопросов, расположение же их всецело обратится от духовных благ к суете (св. Нил Мироточивый).

332. Как смотреть на сокращенную и торопливую службу?

По своему великому безчувствию нынешние люди сократили богослужение… Службы ваши никуда не годны по торопливости. Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливая служба. Насколько поломанная игла потребна портному, настолько и торопливая литургия пользует иерея (св. Нил Мироточивый).

333. Какие три добродетели особенно важные в монашестве?

Важная добродетель — нестяжательность; важнее ее — целомудрие; а еще важнее этих обеих — послушание. Ибо первая властвует над вещами, вторая — над плотью, а третья — над духом.

334. Должно ли отказываться от неподходящих предложений?

Матушку Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.

335. Какой угоднее Богу человек: согрешающий и кающийся или негрешащий и некающийся?

«Для меня приятнее, — сказал преп. Пимен Великий, — человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую; второй, признавая себя праведником, имеет мысль ложную».

336. Когда можно сократить молитвенное правило?

Препятствия к совершению правила разные: приключившееся сильное недомогание или большое физическое переутомление, случайный посетитель, неудобства в пути и разные другие помехи, стоящие внимания. При всех таких затруднениях нужно сознательно сократить правило до возможного к выполнению (с самоукорением). В то же время должно и опасаться поблажки себе, чтобы совесть не могла попрекнуть в том, что мог сделать больше и не сделал.

337. Как можно делать милость любому из людей?

Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей.

338. Как смотреть на новшества?

От новшеств возникают обыкновенно различные ереси и расколы, от каковых да сохранит Христос всех, правильно в Него верующих (преп. Паисий Величковский).

339. Как надо относиться к вредным людям?

Вредных людей надобно выгонять из общества.

340. Как проводить праздники Божии?

Праздники отправляйте духовно, а не по-мирскому, то есть не занимайтесь в такое время празднословием, шутками и смехом: праздник есть освящение и просвещение души, которое должно происходить от молчания, молитвы и чтения священных книг {преп. Симеон Новый Богослов).

341. Какую добродетель важно приобрести?

Более всего Господь испытывает у нас боголюбие, так как, любя Бога, легко преуспевать во всех добродетелях; ибо ради любви к Богу мы терпим все, исполняем послушание, соблюдаем чистоту и делаем всякое доброе дело.

342. Хорошо ли ходить и читать Псалтирь по усопшим?

Дело доброе читать по усопшим Псалтирь, но не по всем усопшим должно читать его. Нельзя читать: по самоубийцам, опившимся и отравившимся от алкоголя, по неверующим, по некрещеным и инаковерующим.

343. Можно ли вычитывать молитвенное правило во время службы в церкви и работать, когда идет служба?

Вычитывать правило во время службы — злая привычка… Когда протоиерей Александр Горский (подвижник благочестия) застал студентов во время службы за работой, то сказал им, что сделанное во время службы впрок не пойдет, как такое, на котором нет Божия благословения.

344. Во время молитвы можно ли останавливаться на мыслях духовных или полезных делах?

Во время молитвы должно противиться не только суетным помыслам, а и всяким мыслям, даже о духовных и полезных делах, когда мысли эти приходят безвременно, но углубляться и принуждать себя к чтению молитвы и богомыслию.

345. Как прийти в мирное устроение?

На всякий грех есть покаяние. Согрешил — покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.

346. Как должно пересказывать слышанное?

Если будешь пересказывать, то надо передавать очень точно, правдиво, без малейших прикрас и переделок. Правда должна быть чистой.

347. Вопрос. Как разумно читать письма?

Некоторый иеросхимонах получал письма и вот, что он говорил: «Пишут много лишних слов, лишних переживаний; если все перечитывать и во все это входить, — совсем потеряешь мирное устроение; тот сказал то, другой иное». И он духовное прочитывал, и вопросы, и исповедь, а остальное откладывал в сторону.

348. Что еще надо знать о молитве?

На молитве надо не только просить: «Господи, помилуй, помоги», — надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа — тогда будет мир на душе.

349. Как должно беседовать?

Важно в беседе охранять свои чувства через внутреннюю молитву, чтобы беседа с мирскими людьми не влияла на внутреннее устроение.

 

350. О чем надобно помнить священникам?

Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Хорошо, если есть возможность каждый день исповедать, что есть на совести (схиигум. Андроник).

351. Через что освящается дом?

Дом освящается через иконы. Иконы во всех комнатах квартиры являются постоянными знаками полученного домом освящения. Но грешно, когда перед ними играет музыка.

352. С какого возраста необходимо духовно развивать ребенка?

Уже грудного ребенка хорошо подносить к иконам. В духовном отношении самые ранние годы очень важны для развития ребенка. Сюда можно отнести частое причащение, ношение в храм ребенка, благословение священническое и родительское, окропление святой водой, моление о ребенке, духовные беседы с ним и при нем.

353. Как смотреть на общую семейную молитву?

Совместная молитва имеет большое значение: она соединяет всю семью, сближает ее. Сам Господь сказал (Мф. 18: 20) …где двое или трое собраны во имя Моем там Я посреди них. Посему хорошо завести обычай, чтобы вся семья собиралась вместе в комнате перед иконами для того, чтобы начинать и заканчивать день молитвой. Во время общей семейной молитвы можно разделить чтение молитвы среди членов семьи. Хорошо также включить молитву Иисусову в наше молитвенное правило. К молитве надо приступать с чувством своего недостоинства: «Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен».

354. О чем хорошо вспоминать во время суеты?

Среди суеты хорошо вспоминать слова Евангелия (Мф. 16: 26): …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

355. Когда очищается душа?

Тогда душа очищается, когда терпит скорби ради Бога (свт. Иоанн Златоуст).

356. Когда расслабляется душа?

Слух, услаждаемый музыкой, игрой на флейте, часто расслабляет душу; так же действуют и ноздри при ощущении благовония (от духов, одеколона и т. п.) — прельщают сердце и увлекают к удовольствию (свт. Иоанн Златоуст).

357. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует?

Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда; а если уже недостатки эти сами начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию (преп. Иосиф Оптинский).

358. Скучаю в земной жизни.

Наскучила тебе жизнь земная? А ты забыла, что в загробной жизни грешных людей ждет? Ведь там в миллион раз труднее и скорбнее, чем на земле, а в рай Божий кое-как живущих тут не впустят (преп. Иосиф Оптинский).

359. Насколько опасен грех осуждения?

Ты пишешь, что осуждаешь. Но ведь за это труды и подвиги все пропадут (преп. Иосиф Оптинский).

360. Всегда ли должно просить прощения?

Пишете, что у Смирницкой просили прощения, а она и говорит: «Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения». В таком случае советую вам ей не кланяться и не просить у нее прощения (или если с насмешкой относятся, когда просишь; или не прощают, хотя просишь), ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такой молитвою: «Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою (имя), и ради ее святых молитв помилуй и меня грешную». Затем мысленно простите ей, чем она вас обидела (преп. Иосиф Оптинский).

361. Что в человеке сильнее всего действует к худому?

Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться, хотя и не так кажется (преп. Иосиф Оптинский).

362. Кто больше угождает Богу: тот, кто обращается с вопросами, за советами к духовному отцу или старцу или кто не обращается?

Батюшка Иосиф Оптинский говорил, что обращающийся к старцу, хотя и слабо ведет свою жизнь, но все-таки крепче стоит, чем живущий без управления.

363. Встречается человек, по-видимому, прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость?

«Узнавать таких людей нужно по смирению, — отвечал преп. Иосиф Оптинский, — потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает: оно палит его самого».

364. На кого злой дух действует сам или через колдунов, или своих людей?

Хотя человекоубийца злой дух связан узами веемогущества Божия и ничего не может против тех, кто пребывает под сенью благодати Христовой, но на тех, кои своим неверием и нечестием уклоняются из-под сего святого покрова, отверзают ему дверь (Особенно, прибегая к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам, современным лечителям (Прим. сост.).) в свое сердце, на сих несчастных людей дух злобы получает возможность действовать прямо и непосредственно, вдыхая в них от своей полноты зла хульные мысли, зловредные похоти и богопротивные замыслы (архиеп. Иннокентий Херсонский).

365. Как смотреть на сладости мира?

Они губят в человеке духовную жизнь.

366. Что лучше: не делать — или делать с ропотом?

Лучше есть ничтоже делати, нежели с роптанием (из книги «Альфа и Омега»).

367. Какое есть предсказание об уединении?

В последнем роде уединение вельми оскудеет… (вероятно, из-за телевизора и приемника)… безмолвное житие всех жительств честнейшее уставися. В нем (в безмолвии) множество святых угодили Господу (из книги «Альфа и Омега»).

368. Чему Господь радуется?

Господь радуется, когда ради Его тленное оставляют, тленная же суть не точию богатства и вещи, но и всяка сласть и наслаждение греха (из книги «Альфа и Омега»).

369. Во всем ли подобает слушать родителей?

Во всем, в чем нет греха. Аще ли против заповедей Божиих повелевают, непослушати (из книги «Альфа и Омега»).

370. Должно ли удаляться от ропщущих?

Уклоняйся, возлюбленный, от ропщущих, да не погибель души своей понесеши (из книги «Альфа и Омега»).

371. От чего бывает ночное осквернение?

Соблажнение во сне от многих причин (вин) бывает:

1) о еже осуждати искреннего, еже есть вельми грешно; 2) от высокоумия и гордости, и то тако же грешно; 3) от многоядения и пития, тому же прилично; 4) от естества, се не грешно, но обаче скверна именуется; 5) от слабости телесные и болезни некия; 6) от зависти бесовския. Сия убо разделяются рассудительными отцы и правилом (от осквернения) очищаются. И в той день во святой алтарь не входити, ни Дары брати, ни икон целовати (из книги «Альфа и Омега»).

372. Какой скорби боятся бесы?

Боятся бесы скорбения о грехах, якоже татие (воры) псов (из книги «Альфа и Омега»).

373. Какой вред приносит уныние и как избавиться от него?

Уныние помрачает ум, ходатайствует малодушие, яко от сюду страх и хульный помысл. Избавляется человек от уныния через усердную, со слезами и стенаниями, молитву, которая изгоняет дух уныния из келлии (из книги «Альфа и Омега»).

374. Как избежать пустых и худых мыслей?

Врачевство помыслам — память смертная и мучения будущего века (из книги «Альфа и Омега»).

375. Должно ли каяться в худых мыслях?

Подобает же зело блюстися от нечистых помысл и покаяние о них имети, безпрестанни бо ими пред Богом согрешаем. Владыко Господь, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или неведении, ибо Твоя есть милость во веки (из книги «Альфа и Омега»).

376. Как приобрести плач по Богу?

Рекоша святии скитские отцы: аще хощеши имети плач, возлюби нищету и смирение и не имей добрых вещей в келлии твоей, и поминай суд и смерть (из книги «Альфа и Омега»).

377. Чему особенно радуется Бог?

Ничтоже тако веселит Бога, яко есть не быти памятозлобну, сие грехи оставляет (свт. Иоанн Златоуст).

378. Всякое ли единомыслие угодно Богу?

Должно знать, что не каждое единомыслие полезно; только то, которое по воле Божией… А святые отцы правилами под анафему ставили, предостерегая православных, чтобы с иноверными единости не имели (из книги «Альфа и Омега»).

379. Какой грех уничтожает все добродетели и труды?

Знай, что немудрые евангельские девы все исполнили: девство, пост, воздержание, бдение, псалмопение, долулегание, сухоядение, молитву, неумовение, труд и подвиги многие. Одно же немилосердие все сказанные добродетели уничтожило.

380. Как определить людей мирских?

Зрелища, забавы, гульбища, увеселения — страсть людей легкомысленных и праздных.

381. Какая цель у врага нашего спасения?

Враг нашего спасения единственно тем и занимается, что всеми способами старается отвлечь нас от Бога и забрать, убить наше время. Он-то знает истинную его цену… Он непрестанно наблюдает за нашим умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом… он закрывает будущее (вечность) и память о смерти… и чтобы мы не возлюбили горнего {преп. Ефрем Сирин).

382. Что главное в жизни?

Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные {свт. Григорий Богослов).

383. Можно ли приобрести добродетель без препятствия?

Не думай приобрести себе какой-либо добродетели. без скорби и болезни души (свт. Феофан Затворник).

384. Как смотреть на покой плоти и наслаждение?

Покой и упоение есть дело самое ненавистное Богу (свт. Феофан Затворник).

385. Что главное на пути спасения?

Главное — это наполнить свою душу небесными (а не мирскими) истинами и понятиями, — они проникнут в сердце и привлекут желания, а там и все существо устремят к небу и всему небесному.

386. Большое ли значение имеет умеренность в жизни ко всему?

Добродетельное житие не в том, чтобы не есть, не спать, не признавать покоя, но в том, чтобы делать все в меру и в своем месте (преп. Феодор Студит).

387. Кого лишит Царствия Небесного Спаситель Судия?

Тех, кто сами его присвоили себе, будучи без духа Христова (свт. Феофан Затворник).

388. Какова будет тяжесть мучения?

Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его не вынесут основания вселенной (преп. Ефрем Сирин).

389. Как смотреть на тех людей, которые хотят устранить от себя скорби, бывающие помимо их воли?

Жесток путь для уклоняющихся. Желающий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, разрушая порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.

 

390. Какой мысли ищет у нас Господь?

Тщательно Бог взирает на мысль твою… и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью; и если от души, только тогда уготовляет тебе победу.

391. Как надо переносить скорби?

Надо охотно переносить скорби (преп. Макарий Великий).

392. Как приобрести нелюбовь к миру?

Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе, кроме слез, укоризны, злословия, лености, трудов, болезни, старости, греха и смерти — и не возлюбишь мира (преп. Ефрем Сирин).

393. Какая разница между согрешившим мысленно и согрешившим делом пред другими?

Помысливший ответит за себя одного, а сделавший — за соблазнившихся и подражавших ответит (преп. Ефрем Сирин).

394. Как смотреть на тех, кто ленится ходить в храм Божий?

Кто ленится песнословить и прославлять Господа — тот чужд будущей жизни (преп. Ефрем Сирин).

395. Добро, сделанное недобро, есть ли добро?

Благо, приобретенное через грех, обращается в проклятие приобретшему (преп. Ефрем Сирин).

396. Надо ли смотреть на дух времени?

Обрати внимание, какое теперь время, и это научит, нас тому, что нам делать. Архиепископ Никон Вологодский писал: «Дух времени пытается заставить нас войти в сделку с совестью, делать уступку за уступкой против Закона Божия, Церкви, религии».

397. Что бывает от бесед?

От бесед — многоядение, рассеянность и расслабление ума (св. Исаак Сирин).

398. За что Бог оставляет заботу о человеке?

Бог оставляет попечение за то, что ум останавливается в помысле (о своих заслугах) (св. Исаак Сирин).

399. Как смотреть на тех людей, которые грехи свои почитают малыми?

Тот, кто грехи свои почитает малыми, тот понесет семикратное наказание и сделается хуже прежнего (св. Исаак Сирин).

400. Когда враг спасения уловляет нас знаниями?

Враг уловляет нашими знаниями, когда доверяем им (а не спрашиваем духовно опытных) (св. Исаак Сирин).

401. Хорошо ли, как любят некоторые, обличать других?

Ревность против чужих недугов — тяжкая болезнь (св. Исаак Сирин).

402. Можно ли одолеть зло внутри себя без трудов и терпения скорбей?

Никто не может победить зла, не изнуряя себя продолжительным трудом и не страдая (преп. Феодор Студит).

403. Кто спасется: кто много знает, но не исполняет, или кто не знает, но исполняет?

На небо входит не тот, кто много читал или выучил наизусть, но тот, кто ведет чистую и безпорочную жизнь, хотя бы и читать не умел (преп. Феодор Студит).

404. Как не должно отвечать?

Не отвечай развязанным словом (преп. Феодор Студит).

405. Чего должно остерегаться в болезни?

Не делай болезни поводом к безделью (преп. Феодор Студит).

406. Как смотреть на пустые шутки?

Пустословы дошутятся до вечной муки (преп. Феодор Студит).

407. Что хуже: чрезмерное воздержание или пресыщение в пище и питии?

Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как от него нельзя прийти в правое рассуждение, а от пресыщения — можно (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

408. Как относиться к тем, кто не хочет слушать Слово Божие?

Удаляйся от безчувственных к Евангельской проповеди и не пользуйся их благодеяниями (свт. Василий Великий).

409. Может ли быть чревоугодие в малом вкушении, при пожелании вкусного?

Да, чревоугодие — и в малом вкушении, при пожелании вкусного. Какой это сильный яд — первопричина зол (свт. Василий Великий).

410. Отчего многие не видят и не слышат Бога?

Все интересы и симпатии вовне: наслаждения и зрелища поглощают всю жизнь; нужно ли после этого удивляться, что мы не видим и не слышим Бога (свт. Василий Великий).

411. Какие есть признаки прелести?

Это есть желание настоять на своем и взор несколько дикий.

412. Грешно ли молиться мимоходом?

Если кто молится Богу без страха, мимоходом, тот навлекает гнев Божий, изгнание Божие. Лучше тому совсем не молиться, чем молиться кое-как. Нет большего греха. Бесы ни за что так не нападают как за презорство к Богу (свт. Феофан Затворник).

413. Чем надо обогащаться и о чем заботиться?

Надо обогащаться добрыми делами, но больше заботиться о добрых расположениях (свт. Феофан Затворник).

414. Чем мы, незаметно для себя, участвуем в грехе других?

Тем, что на грех, ими совершаемый, есть наше желание.

415. Слушать ли того, который говорит от себя?

От себя учит тот, кто не руководствуется духом святоотеческих писаний, со ссылкой на святых отцов. Посему не должно верить человеку, который говорит несогласно со святыми отцами; не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него (преп. Симеон Новый Богослов).

416. Как ныне некоторые христиане отпадают от Христа?

Ныне открыты христианские храмы, в которых совершается богослужение, но вот грустное явление: многие без мук отпадают от Христа. Мир преследует рабов Христовых насмешками и презрением, и многие не переносят этого. «А ты что-то часто стала ходить в церковь?» — язвительно задают вопрос. Молчание. — «Конечно, отчего не сходить в праздник, но ты уж чуть не каждый день ходишь? Кажется, и посты соблюдать начала? Уж не собираешься ли ты в монастырь?» — Снова молчание.

417. Что получит тот от Бога, кто терпит муки ради Христа?

Муки за Христа дают спасение на Страшном суде Того, перед Кем предстанет мир.

418. Как узнать добродетельного?

Чья душа действительно добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и в обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид.

419. Когда терпение вменится вместо подвига?

Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига (преп. Варсонофий Великий).

420. Можно ли мужу, при нужде, молиться с покрытой головой?

Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать ее не с пренебрежением.

421. От чего получает силу Иисусова молитва?

Молитва Иисусова особенно получает силу от чувства смирения и сокрушения сердечного, а также от покаяния, с которым она произносится.

422. Какая особая обязанность священников и монахов?

Священникам и монахам обязательно должно молиться за других.

423. Должно ли оставлять чтение божественной книги при молитвенном настроении?

Если ум твой и сердце испытывают молитвенное настроение при чтении Священного Писания, то ты оставайся в молитве, доколе не прекратится молитвенное настроение.

424. Обязательно ли читать толковое Евангелие?

Чтение «Благовестника» блаженного Феофилакта Болгарского необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия.

425. Когда должно отойти от старца?

Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим… именно там, где мы получаем душевную пользу.

426. Как использовать скорбь во спасение, кроме терпения и благодарения?

Всякая невольная скорбь да научит тебя обращаться к покаянию (преп. Марк Подвижник).

427. Почему должно радоваться, когда обижают?

Подвергаясь различным обидам от людей, будем радоваться не просто, не безсмысленно, но радоваться на том основании, что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему (преп. Марк Подвижник).

428. Какая еще бывает польза от посещения храма Божия?

Если бы я не был на службах, то сколько бы за это время приумножился грех мой в празднословии, смехотворстве, суетных делах, беседах, мыслях, чувствованиях, желаниях и ничегонеделании.

429. Что важно в гостеприимстве?

Не угостить важно, но при угощении напитать душу Божиим Словом.

 

430. С какой мыслью должно нести исповедничество?

Епископ Амвросий Медиоланский говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем пострадать за Него. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство».

431. Должно ли открывать другим, что сказал духовный отец или что дал?

Не должно никому говорить, как батюшка или мать игуменья утешали, а то от этого может быть зависть или ревность.

432. Что такое страсть?

Страсть есть сильное и длительное желание.

433. Должно ли высказывать свое внутреннее состояние?

От людей надо скрывать свои переживания (и духовные, и греховные), не высказывать своего внутреннего состояния, а только делиться с единомышленником или духовным отцом (схиигум. Иоанн).

434. Справляют ли верующие день своего рождения?

По православному обычаю верующие не справляют день своего рождения, а празднуют именины, день памяти святого, небесного покровителя (схиигум. Иоанн).

435. Когда наши телесные добрые дела имеют силу у Бога?

Самые телесные добрые дела получают силу только будучи освящены именем Божиим.

436. Как поступать со священными изображениями в мирских журналах, газетах, марках?

Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания (архиеп. Никон Вологодский).

437. Как должно вразумлять других?

Вразумлять и убеждать должно всегда с лаской, кротостью и любовью, а главное, испросив внутренно помощи Божией.

438. Кого должно убегать?

Необходимо убегать и не говорить с теми, к кому ощущаем страсть.

439. Как должно жить?

Живи скрытно.

440. Кому приобретение святых книг спасительно, а кому губительно?

Приобретение многих книг полезно для тех, которые делают из них употребление, а кто думает, что одно приобретение книг обогатит его, тому уготовляется конечное наказание.

441. Что важно в вере?

Знание о вере есть дело самонужнейшее. Посему и ревность о сем должна быть самая первая (свт. Феофан Затворник).

442. Чем должно утешаться?

Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин (свт. Феофан Затворник).

443. Какое значение имеет расслабление тела?

Расслабление и разленение тела ослабляет нравственную силу человека и приближает его к падению. Бегать надо успокоения телесного в каком бы то ни было роде (свт. Феофан Затворник).

444. Что особенно мешает сокрушению о грехах?

С чувством праведности не уживается сокрушение (свт. Феофан Затворник).

445. Как относиться к накоплению денег?

Не запасай денег во всю жизнь твою, иначе Бог уже не будет пещись о тебе (свт. Феофан Затворник).

446. Кто такие христиане, не имеющие духа Христова?

Это такие христиане, которые не знают, кому принадлежат — нее то Христу, не то миру: внешне участвуют во всех порядках христианской жизни, а мыслями и сердцем в другой области обращаются и в других предметах полагают свою утеху, услаждение и счастье. Не о Господе у них забота, а о том, как бы спокойно и утешно прожить на земле. Недостает у них сердца христианского. Оно не туда устремлено… не в Боге его благо, а в себе и в мире, и не на небе его рай, а на земле (свт. Феофан Затворник).

447. Может ли быть вместе Господнее и мирское?

Где Господь — там нет ничего мирского. И где нечто мирское, там нет ничего Господнего (свт. Феофан Затворник).

448. Почему не должно откладывать намерение приступить к духовной жизни?

Святые отцы умоляют нас приступить к духовному деланию незамедлительно потому, чтобы успеть приобрести навык для вечности.

449. Как понести тяготы подвига и скорби жизни?

Кто не будет иметь перед очами радости и надежды, что и мы будем причастниками искупления и жизни — нее может понести тяготы подвига и прискорбного восприять жития.

450. В чем состоит смирение и каково благо от него?

Смирение — это сознание своей негодности без всяких ограничений, в этом и заключается преуспеяние души. Ради смирения все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет {свт. Феофан Затворник).

451. В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу?

Благоугождение и служение Богу наипервее в помышлениях состоит.

452. Какая добродетель морит голодом демонов?

Воздержание морит голодом демонов, ибо сласти — пища демонов. Но некоторые, истощив себя постом и воздержанием чрезмерным, удалились от Бога.

453. В чем заключается характерное отличие жизни православных христиан от прочих людей?

Отличительный характер жизни православных суть страдания и болезни: внутренние и внешние, произвольные и невольные. Зато их ожидает вечное блаженство, если они разумно переносят их (свт. Феофан Затворник).

454. Что мешает нам оставить грех и обратиться к Богу?

Развращение воли. Это исправляется преданием себя воле другому (духовника). Вот и святые отцы преимущественно боролись против своей воли (свт. Феофан) Затворник).

455. Что такое суета?

Это развлечения настоящей жизни.

456. Как легче победить грех?

Святые отцы говорят нам, что легче всего победить грех, начав с помыслов. Да и самое угождение Богу и служение состоит в помышлениях.

457. Что такое «внимать себе»?

Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать ответ: что плохо — отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

458. Может ли злой дух покаяться?

Сам злой дух засвидетельствовал, что покаяние злых духов, невозможно, и это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение.

459. Скажите, пожалуйста, когда в церкви земные поклоны нельзя делать?

Земные поклоны со дня Святой Пасхи оставляются (не делаются) до дня Святой Троицы. В течение всего года в двунадесятые праздники, в воскресные и субботние дни, а также и во дни причащения Святых Таин поклоны не позволяются; разрешается только коленопреклонение (с благословения) перед местными, особо чтимыми святынями.

460. Скажите, пожалуйста: какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени должно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно ежедневно, в течение сорока дней читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», — по двенадцать раз с поклонами, после утренних и после вечерних молитв.

461. Можно ли в храме, находясь на клиросе, сделать вслух замечание, если бы кому пришлось ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущение. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено? Об этом, конечно, следует легонько напомнить, разъяснив хорошо после окончания службы; не преступление, если не то по ошибке прочитано, а плохо, если хотя и прочитано положенное, но без внимания и расположения.

462. Скажите, пожалуйста, что такое за грех мшелоимство и чем должно заниматься в келлии?

Мшелоимство — это есть различные предметы прихоти и роскоши в келлии. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце, отвлекая таким образом христианина от Бога. Кроме того, мшелоимство возбуждает мечтательность, противодействующую совершенству духовному. В келлии должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия, иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию. Тогда Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя.

463. Как быть мне, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?

Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена — величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных святыми отцами и старцами, особенно о подвижничестве.

464. Скажите, пожалуйста, как правильно надо креститься?

Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на чело (лоб), на чрево («еже на пупе»), на правое и на левое плечо; всегда крестись, стоя в прямом положении тела, а потом кланяйся, а не так, как иные: крестятся и кланяются одновременно. Не следует поспешно совершать крестные знамения и поклоны. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: «Православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)».

465. Скажите, пожалуйста, получит ли награду от Бога тот, кто подал добрый совет и увещевал к добру?

Несомненно получит. Вот послушай, что об этом говорит святой Иоанн Златоуст: «Если ты посоветуешь, а слушатель не примет и не принесет плода послушания, тебе, однако ж, уготована Богом награда за совет, и ты получишь такое же воздаяние, какое получил бы, если бы тебя послушали, потому что ты исполнил свой долг. Наш долг не убедить слушателя, но только посоветовать».

466. Надо ли опять слушать Слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю, не делаю то, чему оно учит?

Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь (свт. Иоанн Златоуст).

467. Поставится ли мне в грех, если я другого принудил поклясться?

Тот, кто понудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы.

468. Какое первое у человека греховное требование?

Чтобы все было по-нашему, и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем.

469. Какое значение имеют внешние подвиги?

Хотя внешние подвиги необходимы, но они суть подмостки, посему внимание свое меньше останавливайте на них. Здание строится посреди них, но они не здание. Здание — в сердце, на сердечное делание и обратите внимание свое. Одно и то же дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по замыслам. Учитесь сему.

ЧИТАЙТЕ: Вопросы священнику, Часть III (470-750) ⇒ 

(Просмотров 391)

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.